Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Занимательная картография

События и явления на картах

 Карты на разные темы. Каких только карт вы не встретите! И что только на них не отображается. Трудно даже перечислить все разнообразие карт. Это экономические, политические, исторические, климатические, путей сообщения, плотности населения и много-много других тематических карт. Каждый из основных видов включает множество разновидностей. Например, среди климатических карт большую группу составляют карты, на которых отображают средние температуры и отклонения от них, атмосферное давление, облачность и т. д. 

 Чем детальнее и всестороннее изучают тот или иной район, тем больше составляют на него карт. К ним так или иначе обращается каждый исследователь природы, чтобы рассказать другим о своих наблюдениях и открытиях. Так рождаются геологические, почвенные, ботанические, зоогеографические и другие тематические карты. При составлении их обязательно соблюдают основное правило: изображаемое на карте явление показывают более выразительно, а общегеографические элементы - неярко и с меньшей подробностью по сравнению с общегеографической картой. 

 Тематическая карта - это и основной исследовательский документ, и необходимое пособие при разработке проектов освоения природных богатств, и средство познания окружающего нас мира. Большинство карт в ваших школьных атласах тематические. Они служат незаменимыми учебными пособиями, по которым вы знакомитесь с природными и общественными явлениями на территории нашей Родины и всего мира. 

 Содержание тематических карт постоянно совершенствуется. Сначала их основная задача заключалась в регистрации фактов, а в дальнейшем их начали составлять не только на основе фактических материалов, полученных непосредственно при съемках, но и путем соответствующей их переработки. Так получились карты по оценке природных, трудовых ресурсов, карты прогнозирования различных явлений и др. 


Рис. 11. Способы картографического изображения явлений на тематических картах: а - качественный фон; б - ареалы; в - значки; г - линейные знаки; д - линии движения; е - изолинии; ж - картодиаграммы; з - картограммы

 Картографические приемы. Как же показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления? Оказывается, и для них картографы придумали много разных способов и приемов картографического изображения. К основным способам изображения следует отнести качественный фон, ареалы, значки, линейные знаки, изолинии, знаки движения, картограммы и картодиаграммы. Разобраться в них не всегда просто, так как некоторые способы изображений по своим внешним признакам сходны между собой. На помощь приведем самодельные карты, показанные на рисунке 11. Их вы можете составить сами, используя следующие географические описания: 

 1. «В Южном море раскинулся живописный остров с тремя морскими городами: Арс, Тиль и Энск, которые являются административными центрами Арского, Тильского и Энского районов». 

 Чтобы показать на карте различные районы, области и т. п., их выделяют разными красками, а при одноцветном издании применяют различную штриховку, это и есть способ качественного фона (рис. 11, а).

 2. «Западное побережье острова занято табачными плантациями, а на юге растут отдельные пальмовые рощи». 

 Здесь необходимо применить способ ареалов (рис. 11, 6). Ареалами выделяют занятую чем-либо площадь, и в зависимости от ее размеров они могут быть площадными или значковыми. Площадным ареалом у нас показана табачная плантация, а значковыми - пальмовые рощи. В отличие от качественного фона площадные ареалы не распространяются на всю картографируемую территорию, а охватывают только отдельные ее части. 

 3. «В городе Арсе имеются предприятия машиностроительной, текстильной и пищевой промышленности, в городе Энске - только машиностроительной и текстильной, а в городе Тиль - текстильной и пищевой». 

 Применяя для каждого вида промышленности свой значок, можно наглядно показать на карте все эти сведения. Вместо отдельных значков обычно применяют комбинированные, как это и сделано на нашей карте (рис. 11, в). 

 4. «Из населенного пункта Рени, расположенного в середине острова, проложены нефтепроводы в города Арс и Энск». 

 В данном случае, так же как и на общегеографиских картах, применяют линейные условные знаки (рис. 11, г). 

 5. «Направление морского течения в районе острова проходит примерно с севера на юг, преобладающие ветры дуют с юго-запада на северо-восток». 

 Подобные явления изображают на карте стрелками разного цвета или вида (рис. 11, д). В картографии их называют линиями движения. 

 6. «Средняя температура января в разных местах острова различна: в районе городов Арса +5'С, Тиль +8'С и Энска +10С».

 Чтобы узнать среднюю температуру в любой точке острова, по данным значениям на карте строят линии одинаковых температур - изотермы (рис. 11, е). Это способ изолиний, с которым мы уже познакомились при изучении рельефа. Там проводят линии одинаковых высот - изогипсы, здесь - линии одинаковых температур - изотермы. Для лучшего восприятия карты промежутки между изолиниями закрашивают или штрихуют, причем интенсивность окраски или штриховки возрастает по мере увеличения показателя. 

 7. «Занятость населения в разных районах различна. В Арском районе 80% занято в промышленности и 20% в сельском хозяйстве, в Тильском районе соответственно 50% и 50% и в Энском - 20% и 80%». 

 Подобные данные отображают на картах в виде диаграмм, которые располагают в пределах указанных районов (рис. 11, ж). Такое картографическое изображение показывают картодиаграммой. 

 8. «Население острова размещено неравномерно. Плотность его на 1 км² составляет: в Энском районе до 10 человек, в Тильском - от 10 до 20 и в Арском - от 20 до 40 человек». 

 В таких случаях применяют способ картограмм (рис. 11, з). Основой этого способа является послойная окраска (на одноцветных картах штриховка) при условии; чем больше плотность, тем темнее окраска (штриховка). Можно применять также и точечный способ. Там, где отображаемые объекты имеют большую концентрацию, точки будут сгущаться, а в противных случаях - рассеиваться. 

 Иногда вместо картограммы используют очень наглядный трехмерный способ картографического изображения. Основой здесь служит также карта, но ее несколько деформируют, чтобы она выглядела в перспективном виде (рис. 12). Затем на нее наносят площади картографируемого явления и на их основе строят вертикальные фигуры. Высоты фигур откладывают иногда в масштабе, а чаще по специально разработанной условной шкале. Такое картографическое изображение называют блок-диаграммой. 


Рис. 12. Изображение плотности населения Алтайского края на картограмме и на блок-диаграмме

 Обычно на одной карте раскрывают ряд явлений, применяя несколько способов картографического изображения, отчего она становится значительно богаче, содержательней. Попробуйте и вы сделать из нескольких карт, показанных на рисунке 11, одну. Только учтите: карта должна быть наглядной и хорошо читаться. Выполнить это условие на такой мелкой карте, как в нашем примере, очень трудно. Поэтому ее надо в несколько раз увеличить, а при нанесении данных использовать цветные карандаши. 

 Если вы усвоили основные картографические приемы, можете сами придумывать и составлять карты различного содержания. Попытайтесь это сделать, используя карту из атласа своей области. Прежде всего скопируйте с нее общегеографическую основу: границу области, основные реки, районные границы и центры, затем подберите сведения, которые должны быть отображены на карте. Их можно найти на страницах областной газеты. Возьмите, например, таблицу, в которой указан ход выполнения полевых работ по отдельным районам. Эти сведения дают обычно в процентах, и их можно отобразить на карте двумя способами: картодиаграммой или картограммой. 

 На картодиаграмме данные для каждого района можно показать в кружках, квадратах и других фигурах одинакового размера. Часть фигуры, соответствующую определенному проценту выполнения работ, штрихуют или закрашивают каким-либо цветом. 

 Для построения картограммы устанавливают определенную цветовую или штриховую шкалу; например, светло-серый тон будет соответствовать выполнению плана до 10%, серый - от 10 до 30%, темно-серый - от 30 до 60% и т. д. По интенсивности окраски или штриховки будут четко выделяться передовые и отстающие районы. 

 История на карте. Кому из вас незнакомы исторические карты? Без них невозможно представить себе территории древних государств и колоний, проследить маршруты военных походов и географических экспедиций. Такие карты очень наглядны и содержательны. Их составляют картографы на основе исторических сведений и успешно используют в школе. Откройте, например, Атлас истории древнего мира. Сколько в нем интересных красочных художественно оформленных карт! Они уводят вас в глубокую древность, исчисляемую тысячелетиями. Перед вами раскрываются походы Александра Македонского, восстание рабов под предводительством Спартака, падение Римской империи. На отдельных крупномасштабных картах-врезках вы знакомитесь с планами древнейших городов, с их достопримечательными памятниками. 

 А вот, например, какую историческую карту выпустили в 1962 году в Великобритании. Она называется «Шекспировская Британия». Эта карта показывает нам Англию 500-летний давности, эпоху жизни современников героев Шекспира. На ней обозначены лишь те города, дороги, границы графств, которые были в то время. Историческая достоверность действует так убеждающе, что, вглядываясь в нее, начинаешь гораздо полнее представлять реальную обстановку, окружающую героев шекспировских произведений. 

 История беспрерывна, и любое поколение является свидетелем различных исторических событий. Вспомним беспримерный подвиг наших моряков, вырвавших из ледовых тисков Антарктики научно-исследовательское судно «М. Сомов». 30 июля 1985 года в газете «Правда» было помещено следующее сообщение: «26 июля 1985 года ледокол «Владивосток» подошел к научно-эспедиционному судну «М. Сомов»... В 19 ч 49 мин в точке 74°23' ю. ш., 153°02'34" з. д. обколка «М. Сомова» была завершена...» Вот от этой точки и начали пробиваться корабли через ледовое поле. 

 Используя данное сообщение и другие источники информации, можно показать на карте маршрут выхода кораблей из антарктических льдов. Таким образом получится своего рода историческая карта. Работа по созданию таких простейших карт несложная, и каждый из вас может с успехом с ней справиться. 

 Свидетель открытия. Ничего не стоили бы географические открытия, если бы их результаты не были подтверждены картой. Все, что узнавали отважные путешественники и исследователи и результате тяжелого труда,- все это наносилось на карту. 

 Первыми картографами всегда были путешественники и мореплаватели. Создатель известных эпических поэм «Одиссеи» и «Илиады» - великий Гомер превзошел всех людей древнего мира не только высоким достоинством своей поэзии. Он прекрасно знал окружающий его мир и стремился познакомить читателей с географией отдельных стран, прилегающих к Эгейскому морю. Если отбросить в приключениях Одиссея легендарный вымысел, то можно проследить весь его путь. С этой задачей успешно справился югославский исследователь А. Вучетич. Он посвятил исследованию древнегреческого эпоса последние 30 лет своей жизни, стараясь опустить гомеровских героев из облаков на землю. В 1975 году он оставил после себя рукопись, на первой странице которой написал: «Проблему решил и по следам Одиссея прошел» (рис. 13). 

 Карта - это обязательный свидетель любого географического открытия. Обычно все крупные путешественники были хорошими топографами и сами составляли маршрутные карты своих путешествий. Конечно, съемочные работы требовали очень много времени. Вот как об этом говорит крупный английский путешественник Г. Стэнли: 

 «Мои карты стоили мне гораздо больше труда, чем все мои заметки, литературная обработка их, рисование и фотографические снимки, вместе взятые... Если к книгам такого рода не прилагать карт, то, во-первых, едва ли возможно взять в толк то, что описывают, а во-вторых, само изложение становится невыносимо сухо. Между тем, прилагая карты, я вполне избавляю себя от необходимости вдаваться в сухие описания, и в то же время рассказ мой получает такую вразумительность, такую ясность и доказательность, что я считаю карты не только украшением, но и наиболее интересной и необходимой принадлежностью своей книги». 

 Мало кому известно, что даже С. Дежнев - полуграмотный казак, открывший пролив между Азией и Америкой, составил чертеж (так тогда называли карты) своего похода. Этот чертеж вместе с данью, собранной у местных жителей, он передал царю, за что был щедро вознагражден. К сожалению, чертеж был утрачен и до наших дней не дошел. 

 От масштаба расстояний к масштабу времени. На рисунке 14 представлен схематический план Москвы, на котором изолиниями показано время проезда на городском транспорте от центра города до любой площади, улицы. Чтение изолиний на картах и определение по ним количественных характеристик вызывают некоторые затруднения. А нельзя ли в данном случае упростить изолинии, выравнив их так, чтобы представляли собой концентрические окружности, равноудаленные друг от друга? 


Рис. 14. Схематические планы Москвы с изолиниями времени проезда от центра города

 Такую задачу можно решить путем трансформирования картографического изображения. Вспомним, как мы составили оригинальную карту Каспийского моря (см. рис. 5). Берега у нас стали прямолинейными, зато меридианы вместо прямых линий получились извилистыми. Также поступим и в данном случае. Проведем через одинаковые интервалы окружности и будем считать их изолиниями. Дадим им такую же оцифровку, как на исходной карте, а затем от соответствующих изолиний перенесем с рисунка 14,а на нашу карту всю контурную часть. Полученный картографический рисунок (рис. 14, б) стал непохож на исходный план: в одних местах он получился растянутым, в других - суженным. Таким образом, за счет выравненного масштаба времени у нас нарушился единый масштаб расстояний. Тем не менее оба картографических изображения имеют определенную закономерность: в обоих случаях взаимное положение контуров и изолиний осталось постоянным. Эта особенность позволяет снимать значение времени со второй карты с такой же достоверностью, как с первой, но действия при этом значительно упрощаются. 

 Карта на один день. Вам приходилось видеть когда-нибудь синоптическую карту? Это странная карта. Слабенький синий рисунок едва выделяется на бумаге. Так показаны берега морей, реки, города. В этом они похожи на обычные контурные карты, по которым вам приходится выполнять задания по географии. На такие карты синоптики наносят данные о погоде с метеостанций. Ради этих данных на далеких островах и в больших городах в любую погоду несколько раз в сутки метеорологи выходят к своим ребристым будкам. А потом по радио летят в эфир группы цифр, указывающих температуру, атмосферное давление, влажность и т. д. Их ставят около пунктов, где проводились наблюдения, и между ними производят интерполяцию, т. е. деление отрезка на части через определенные числа. Если, например, на одной станции температура равна 16'С, а на другой 19'С, то между ними находят точки с температурами 17'С и 18'С. 

 Интерполяцию обычно выполняют между всеми ближайшими станциями, а затем точки деления с одинаковыми значениями температур соединяют изотермами. Понятно, что такая карта живет только один день. Завтра поступят другие данные и изотермы пройдут в других местах. 


Рис. 15. Нанесение изотерм путем интерполяции

 В нашем примере на рисунке 15, а метеостанции расположены в вершинах квадрата. Здесь изотермы хорошо уложились, и по ним можно точно определить температуру в любой точке квадрата. В центре, например, проходит 17-градусная изотерма, и температура здесь соответственно будет равна 17'С. Ее можно узнать и путем интерполяции температур по диагоналям квадрата: (16 + 18)/2 = 17; (15 + 19)/2 = 17. 

 Однако такие плавные переходы бывают редко. Если на одной из станций будет другая температура, то центральная точка получит два значения. Пусть, например, на северо-восточной станции температура стала 21'С вместо 15'С. В этом случае при интерполяции по одной диагонали температура в центре квадрата останется такой же, т.е. 17'С, а по другой станет 20 С (21 + 19)/2. Как видите, однозначного определения температур по данным метеостанций не получается. Вот одна из причин неточного прогноза погоды. Атмосферные явления очень сложны и так же, как рельеф местности, имеют свои «бугры» и «лощины», которые не всегда удается выявить. В данном случае получаются два варианта в положении изотерм; вначале при условии интерполяции по одной диагонали, а затем по другой (рис. 15, б, в). 

 Неправда ли, очень убедительный пример? С каждой метеостанции получена строго определенная температура, а в середине получается различное ее значение.




Категория: Занимательная картография | (20.02.2015)
Просмотров: 2679 | Теги: карта | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы:

Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2020