Спутник туриста. Многие из вас проводят свои каникулы в увлекательных походах, дальних путешествиях, знакомясь с историческими и культурными памятниками нашей страны, с природой родного края, с достижениями в экономике, науке, культуре. И здесь вам без карты не обойтись. По ней намечают маршрут и определяют его протяженность, выбирают места остановок, намечают объекты, с которыми следует ознакомиться более подробно.
Для туристов создается много разных карт. Такие карты часто называют схемами, потому что местность на них изображается неточно и с большими обобщениями. Большинство туристских схем имеют привычный плановый вид. Особыми значками изображены на них различные памятные места и достопримечательности. Многие значки легко расшифровываются по их начертанию, например, рисунок домика с колоннами обозначает архитектурный памятник, скрещенные винтовки - места боевой славы.
Большой интерес вызывают туристские схемы, составленные в виде панорамы. На первый взгляд кажется, что это просто перспективная зарисовка, не имеющая ничего общего с картой. Но это не так. Местные предметы здесь занимают такое же плановое положение, как и на карте. Но показаны они не условными знаками, а перспективными рисунками, что и создает впечатление перспективности чертежа в целом. На картах горных районов таким же способом изображают и рельеф. Получается очень эффектная карта. Перспективные зарисовки хребтов, вершин и горных долин очень наглядно отображают реальную картину горного рельефа.
Масштаб на туристских схемах обычно не подписывают, но его можно легко определить по известному расстоянию между какими-либо двумя пунктами. Если, например, расстояние между городами равно 30 км, а на схеме 6 см, значит, ее масштаб составляет 5 км в 1 см.
Нередко туристские карты составляют на определенные маршруты. В таком случае карта будет иметь вид ленты, разрезанной для удобства пользования на отдельные листы. Примером может служить маршрутная схема «По Оке от Алексина до Коломны», небольшая часть которой приводится на рисунке 16. Схема очень наглядна и хорошо читается за счет изображения населенных пунктов и лесов натуральными рисунками. И не только поэтому. Обратите внимание: расстояния между многими селениями меньше ширины реки Оки. Разве такое может быть в натуре? Оказывается, здесь для наглядности чертежа картографы использовали еще один оригинальный прием. Масштаб схемы примерно 1:200000, но ширина реки, а также размеры населенных пунктов сильно преувеличены. Таким образом получилась как-бы двухмасштабная карта и за счет этого читаемость ее значительно улучшилась. Считая ширину реки 500 м, определите ее «второй масштаб».
Большой интерес для туристов представляют также планы городов. По плану легко ориентироваться в незнакомом городе и знакомиться с его достопримечательностями.
При составлении туристских карт и планов городов нашли широкое применение иллюстрации. Обычно рядом с маршрутом на карте можно увидеть изображение памятных мест, которые встретятся на пути туристов. Это различные мемориалы, выдающиеся по своей архитектуре строения, водопады и т. п. Да и сами маршруты нередко показывают не условными знаками дорог, а планово-перспективными рисунками, и это как бы оживляет карту, делает ее интересной и хорошо читаемой. Планы городов обычно сопровождают подробной легендой, из которой можно почерпнуть много интересных и нужных сведений.
Карты для спортсменов. Едва ли кто из вас не слышал о спортивном ориентировании. Это увлекательный вид спорта. В основе его лежит умение спортсмена ориентироваться на местности по карте и компасу.
Спортивное ориентирование - это не просто бег по лесу. Это еще и игра. Здесь так же, как и в шахматах, из множества возможных ходов надо выбрать один, самый удачный. Остановился спортсмен на распутье: прямо - озеро, влево - гора, вправо - болото. Не на щите, стоящем на перекрестке, а на карте читает спортсмен о том, какая тропка приведет его к намеченной цели.
В соревнованиях по ориентированию применяют специальные спортивные карты преимущественно масштаба 1:15000. В чем же их отличие от обычных топографических карт?
Спортивные карты очень подробные. На них изображены тропинки, небольшие полянки, обрывы, овраги и другие формы рельефа местности, которые можно использовать в качестве ориентиров. Рельеф отображается, так же как и на топографических картах, горизонталями, но с большей подробностью (показывают все маленькие холмики, ямы, лощины и незначительные ручейки).
Условные знаки на спортивных картах несколько отличаются от обычных топографических знаков. Кроме того, для мелких деталей местности, которые обычно не показывают на топографических картах, разработаны особые условные обозначения. Собственные названия рек и урочищ, а также отметки высот, как правило, отсутствуют. Поскольку район соревнований располагается обычно в лесу, то для лучшего чтения карты леса не закрашивают зеленой краской, а оставляют белым. Зато открытые участки покрывают желтым фоном.
Километровая сетка на спортивных картах не показана. Вместо нее даны линии магнитных меридианов, что позволяет сразу же без вычислений определять по карте магнитные азимуты и, наоборот, наносить на карту направления по азимутам, определенным на местности.
Карты-иллюстрации. Географическая карта уже сама по себе представляет в некоторой степени произведение искусства. Великие художники эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Дюрер и другие - были причастны к картографии. Весьма замечательны карты, созданные Леонардо. Рельефные и красочные, эти карты как бы зарисовки местности сверху, с высоты птичьего полета. Трудно сказать, что они в большей мере представляют собой: или произведение искусства, или пособия, созданные для практических нужд.
Особые художественные приемы используют для карт, помещаемых в газетах и журналах. Главное внимание здесь уделяют не точности, а хорошей наглядности и читаемости. В одних случаях это достигается картинным изображением рельефа и применением наглядных значков для изображения местных предметов (рис. 17, а), в других - особым выделением границ (рис. 17, б). Подобные приемы придают картам художественный вид и делают их более доступными для читателей.
Карта как иллюстрация нашла свое особое место в приключенческих романах и рассказах. На таких картах изображено не только место действия героев произведения, но и показаны окружающие растения, животные, люди и даже сцены. Описываемая местность изображается на карте по всем правилам картографии и в полном соответствии с фактическим материалом произведения. Так, иллюстрированная карта к роману Майн Рида «В дебрях Борнео» (рис. 18) сделана на основе подлинной карты, отображает не только передвижения героев, но и различные события и приключения, случившиеся с ними. Характер местности обозначен здесь наглядными рисунками гор и лесов. Такая карта не только помогает нам представить более конкретно содержание романа, но делает его как бы документальным.
Карта с иллюстрациями может быть составлена по сюжету рассказа, она также может породить и само произведение. Так было, например, с известным произведением Р. Стивенсона «Остров сокровищ». В конце лета 1881 года он поселился вместе с семьей в Бремере, но тут его настигло ненастье. Пережидая непогоду, каждый старался занять себя делом. Его юный пасынок Ллойд увлекался рисованием. Однажды и сам писатель, взяв в руки перо, начертил карту острова и старательно раскрасил ее акварельными красками. Изгибы берегов придуманного им острова увлекли воображение, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Оказавшись во власти вымысла, очарованный извивами береговой линии с причудливыми бухтами, Стивенсон нанес на карту названия: холм Подзорной трубы, возвышенность Бизань-мачты, Белая скала.
- А как будет называться этот остров? - спросил стоявший рядом Ллойд.
- Остров сокровищ,- не раздумывая, ответил автор карты и тут же написал эти два слова в ее правом нижнем углу.
Стивенсон дал волю воображению при виде карты нарисованного им острова. При взгляде на его очертания, напоминающие по контурам вставшего на дыбы дракона, ему показалось, будто в зарослях придуманного леса ожили герои его будущей книги.
У них были загорелые лица, их оружие сверкало на солнце, они появились внезапно, сражались и искали сокровища на нескольких квадратных дюймах плотной бумаги. Не успел он опомниться, признавался писатель, как перед ним очутился чистый лист и он составил перечень глав. Таким образом, карта породила содержание будущего повествования, оно уходит в нее корнями и выросло на ее почве.
Карты-карикатуры. Присмотритесь к очертанию материков. Они очень причудливы и часто напоминают очертания животных, людей, некоторых предметов. Взять, например, Италию (рис. 19, а). По своему очертанию она напоминает сапог с острым мысом и высоким каблуком. Почти на мысу сапога расположен остров Сицилия, и такое сочетание послужило многим художникам для рисунков-карикатур (например, удар сапога переворачивает остров или отбрасывает его в сторону). А вот нашелся художник, который увидел в очертаниях Апеннинского полуострова совсем иное - несколько меланхолический профиль молодого человека (рис. 19, б). В этот рисунок органически вписался и остров Сицилия.
Переместите свой взгляд с 40-х широт северного полушария, где расположена Италия, на те же широты южного полушария. Здесь находится Новая Зеландия с почти таким же по своим размерам и форме сапогом, но только разорванным проливом Кука. Правительство Новой Зеландии в 1985 году запретило заход в свои порты американским кораблям с ядерным оружием на борту, и по этому поводу художник нарисовал интересную карту-карикатуру (рис. 20).
Приведем еще один забавный рисунок, связанный с картами (рис. 21). В основе его содержания лежит явное несоответствие масштабов карт разных стран. На рисунке территория как Никарагуа, так и Кубы значительно превосходит территорию Соединенных Штатов Америки. В действительности площадь США больше площади Никарагуа и Кубы, вместе взятых, почти в 40 раз.