Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Живые музеи

Зоологические парки СССР

 В нашей стране 32 зоологических парка. Старейший из них, Московский, был открыт для посещения в феврале 1864 года. 

 До Великой Октябрьской социалистической революции в России существовало 7 зоологических парков (Москва, Петербург, Николаев, Рига, Киев, Харьков, Аскания-Нова), остальные возникли за годы Советской власти. 

 В СССР зоологические парки являются научно-просветительными и природоохранительными учреждениями, задачей которых является: 

 распространение естественнонаучных знаний среди масс трудящихся и учащейся молодежи в целях формирования у них научного мировоззрения; 

 всестороннее изучение биологии диких животных, составляющих коллекцию зоопарка; 

 активное участие в природоохранительных мероприятиях, проводимых в стране, республике и местности, где располагается зоопарк. Коллекционирование редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных СССР и зарубежных стран в целях их сохранения и воспроизводства, особенно тех видов и подвидов, которые зарегистрированы в «Красной книге МСОП» и «Красной книге СССР». 

 На местах зоопарки находятся в ведении городских, областных Советов народных депутатов и непосредственно подчиняются их управлениям (главным управлениям) культуры. Общее руководство деятельностью зоопарков осуществляет Министерство культуры СССР и республиканские министерства культуры по месту нахождения зоопарков. В системе Министерства культуры зоопарки подчинены Управлению музеев, так как по характеру своей деятельности они являются учреждениями, имеющими своей целью коллекционирование, хранение и экспозицию естественнонаучных экспонатов, представляющих отечественную и зарубежную фауну. Разница между зоопарком и обычным музеем естествознания заключается лишь в том, что зоопарки собирают и демонстрируют живые экспонаты, которые после их естественной или непредвиденной смерти передаются после соответствующей обработки для экспозиции разнообразным музеям: зоологическим, биологическим, краеведческим и т. п. Кроме стационарных зоологических парков, в системе Союзгосцирка Министерства культуры имеется 13 так называемых передвижных зоологических цирков, которые «кочуют» по территории нашей страны, временно базируясь в том или ином населенном пункте, удаленном от городов, имеющих зоопарк. Коллекция диких животных передвижного зооцирка насчитывает в среднем 80 - 100 экземпляров диких животных отечественной и зарубежной фауны, представленных 35 - 40 видами. Задачи передвижных зооцирков частично аналогичны задачам зоологических парков, исключая научную деятельность и планомерное размножение животных, что в условиях жизни «на колесах» практически невозможно. Кроме того, в работе передвижных зооцирков акцентируется внимание на дрессировке и приручении животных, которые выступают перед посетителями зооцирков по определенной программе, имеющей развлекательное и познавательное содержание. Стационарные зоопарки, как правило, дрессировкой животных не занимаются. О популярности зоологических парков страны и передвижных зооцирков свидетельствует их посещаемость - более 36 миллионов человек в год. 

 Основные формы пропаганды естественнонаучных знаний в зоопарках - экскурсии, лекции, тематические выставки, устные журналы, детские тематические праздники (день птиц, день юнната, новогодняя елка, день охраны природы, начало учебного года и т. п.), демонстрация научно-популярных кинофильмов соответствующей тематики, периодические выступления в печати, по радио и телевидению, издательская деятельность, письменные и устные консультации. Для осуществления этой многообразной работы основной базой служат коллекции диких животных, собранные в зоопарках. 

 Общее количество диких животных, содержащихся в зоопарках нашей страны, по состоянию на 1 января 1980 года, составляло: рыб - 20 000 экземпляров, представленных 220 видами; земноводных - 350 экземпляров 22 видов; пресмыкающихся - 1300 экземпляров 80 видов; птиц - более 15 000 экземпляров 241 вида и млекопитающих более 6000 экземпляров 152 видов. Всего в зоопарках содержится более 40 000 экземпляров позвоночных животных 712 видов. Богатейшая коллекция! 

 Особого внимания заслуживают редкие и находящиеся на грани исчезновения животные отечественной и зарубежной фауны, зарегистрированные в «Красной книге МСОП» и «Красной книге СССР». Их в коллекциях зоопарков содержится более 130 видов: среднеазиатские кобры, серые вараны, сейшельские гигантские черепахи, биссы, кубинские крокодилы, бородачи, беркуты, казауры, черные, даурские и маньчжурские журавли, краснозобые казарки, розовые и кудрявые пеликаны, фламинго, черные антилопы, белые медведи, амурские и суматранские тигры, тигры южнокитайские, восточносибирские леопарды, снежные барсы, кианги, белые носороги, карликовые бегемоты, зубры, олени милу, орангутаны, гориллы и другие. 

 Эти животные представляют особую научную и государственную ценность, их коллекционирование, умелое содержание и размножение способствуют решению проблемы сохранения тех представителей дикой фауны, которым угрожает полное исчезновение в природе. Широкое распространение естественнонаучных знаний среди трудящихся и учащейся молодежи, внедрение в народные массы материалистического понимания природных явлений - основная задача зоологических парков. За последние годы пропаганда естественнонаучных знаний тесно связывается с общегосударственными и местными задачами в области охраны природы, главным образом дикой фауны, разумного и рационального использования ее богатств. Обращается особое внимание на обязанности и ответственность граждан за сохранность природных богатств, бережное отношение к живой природе и окружающей нас среде. 

 Вся эта повседневная работа преследует также своей целью привитие у наших граждан с самого раннего возраста чувств глубокого уважения к родной природе, доброго, гуманного и разумного отношения ко всему живому, будь то земляной червяк или тигр, кроха синичка или гигант слон. Большое внимание уделяется работе с учащимися средних общеобразовательных и специальных школ и учебных заведений при изучении ими курса зоологии. Материальную базу зоопарков - коллекцию диких животных - используют и студенты высших учебных заведений при освоении многих теоретических положений и законов биологии, а также при прохождении практики, знакомясь с основами зоотехнической и ветеринарной службы и многими вопросами, связанными с биологией питомцев зоопарка. 

 Пропаганда естественнонаучных знаний в зоопарках строится по единому плану, методы и формы этой массовой работы, методика и тематика проводимых мероприятий тождественны для всех зоопарков страны, и поэтому мы не будем рассматривать вопросы естественнонаучной пропаганды в каждом зоопарке в отдельности, а обобщим материал. Можно смело сказать, что все зоопарки страны придают первостепенное значение вопросам широкого распространения естественнонаучных знаний, что подтверждается огромным количеством самых разнообразных культурно-просветительных мероприятий, проводимых как с посетителями зоопарков, так и с гражданами городов, сел, деревень по месту нахождения зоопарка. Популярность зоологических парков в нашей стране велика, они являются для граждан одними из любимых мест отдыха и культурного досуга. В 1977 - 1979 годах общая посещаемость зоопарков страны составляла более 20 миллионов человек в год (без учета детей дошкольного возраста, посещающих зоопарки бесплатно). 

 Штатные экскурсоводы зоопарков - люди подготовленные. Они, как правило, имеют высшее специальное образование, большой опыт работы, отличаются любовью к своему делу и, главное, что объектами их внимания и рассказов являются самые разнообразные живые экспонаты, которые во время экскурсии своими действиями, движениями, всем своим поведением как бы помогают экскурсоводу подтвердить целый ряд теоретических положений, биологических закономерностей, фактов и явлений из жизни животных. Экскурсоводы зоопарков хорошо знают не только коллекции животных парков, но и программу и учебные пособия средней школы по биологии, методику преподавания этой дисциплины. 

 Связь зоопарков со школой заключается не только в проведении экскурсий. Работники зоопарков общаются с педагогами-биологами, присутствуют у них на уроках в школе, оказывают помощь в организации живых уголков. О значении экскурсионной работы зоопарков для учащихся сотрудники зоопарков делают доклады и сообщения на учительских городских, районных конференциях, в институтах усовершенствования учителей, в педагогических институтах и т. п. 

 Несомненно, что и сами экскурсоводы зоопарков систематически повышают уровень своих специальных и политических знаний. Их работа периодически подвергается строгой проверке специалистов - биологами зоологических учреждений. В Московском зоопарке, который является головным зоопарком страны, работает так называемая методическая секция, в обязанности которой входит рецензирование текстов экскурсий, контроль на местах за их проведением, оказание помощи экскурсоводам в разработке новой тематики с использованием новейших достижений и открытий в биологической науке. Работники методической секции Московского зоопарка систематически выезжают в зоопарки страны для оказания им помощи на местах в проведении пропаганды естественнонаучных знаний. Ежегодно организуется обмен опытом, проводятся совещания-семинары экскурсоводов, лекторов и других специалистов зоопарков на базе того или иного зоопарка страны. Руководит такими совещаниями-семинарами Министерство культуры. 

 Тематика экскурсий в зоопарках разнообразна. Так, например, в Московском зоопарке экскурсии проводятся по 25 темам, в Ростовском-на-Дону - по 18, в Алма-Атинском - по 15, в Ленинградском - по 22 и т. п. 

 Общеобразовательные экскурсии расширяют кругозор посетителей зоопарков. Содержание экскурсий направлено на научно-материалистическое объяснение природных явлений, на разоблачение религиозных трактовок происхождения жизни на Земле, происхождения человека и т. д. В процессе любой экскурсии экскурсовод старается подчеркнуть значение диких животных в природных комплексах, в хозяйстве человека. Он убеждает слушателей в необходимости бережного отношения ко всем животным, недопустимости ложных обвинений диких животных огульно во вредности, коварстве, ядовитости, агрессивности, кровожадности, распространении болезней и т. п., что основано на бытующих в народе легендах, притчах, охотничьих рассказах и просто вредной болтовне несведущих людей. 

 Лекционная работа, проводимая зоопарками, рассчитана на расширение кругозора слушателей в области биологических знаний. Она проводится как на территории парков - в лекториях, на открытых эстрадах, в кинозалах и т. п., так и за пределами зоопарка - в городских клубах, Дворцах и парках культуры и отдыха, в пионерских лагерях, школах, публичных библиотеках, санаториях и домах отдыха, в расположении воинских частей, на полевых станах, в красных уголках цехов заводов и фабрик и в других учреждениях и на предприятиях городов и примыкающих к ним районов. 

 Лекции читают квалифицированные штатные лекторы зоопарков или лекторы обществ «Знание», охраны природы, научных и учебных заведений. Тематика лекций разработана с учетом возраста слушателей. Для школьников младших классов популярными являются лекции на темы: «Наши знакомые в мире животных», «Животные - герои сказок». Для учащихся 4 - 6-х классов - «Птицы - наши друзья», «Как ловят диких животных», «Сезонные явления в жизни животных» и т. п. Для взрослых посетителей и старшеклассников лекции носят более серьезный характер: «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека», «Охрана природы в СССР», «Что такое биоценоз» и т. п. 

 Часто чтение лекции сопровождается показом красочных диапозитивов, биологических препаратов, цветных таблиц, но особой любовью и популярностью пользуются те лекции, на которых демонстрируются прирученные животные. Своим присутствием они как бы дополняют рассказ лектора, делают лекцию занимательной и убедительной. Например, при чтении лекции на тему «Птицы - друзья человека» показывается обыкновенная сова. Лектор рассказывает о ее огромной пользе в сохранении урожая, о том, что за год только одна сова уничтожает такое количество вредных грызунов, которые бы съели не менее 1 тонны зерна. После совы «выступают» скворцы, синицы, мухоловки и другие пернатые помощники в сохранении урожая полей, садов, огородов, верные защитники лесов и городских зеленых насаждений. 

 Лекции читаются по 20 темам. За год всеми зоопарками вместе проводится более 9000 лекций, на которых присутствуют не менее 450 - 500 тысяч слушателей. У посетителей и жителей города популярностью пользуются дни вопросов и ответов (организованная массовая консультация по биологическим вопросам), устные журналы, в которых участвуют не только сотрудники зоопарков, но и приглашенные ученые, охотники, участники экспедиций, писатели, журналисты, художники и скульпторы - анималисты и натуралисты - любители родной природы. Основное внимание в этих мероприятиях уделяется знакомству участников с отечественной и зарубежной фауной, с ее настоящим положением, с природоохранительными мероприятиями и законами по охране природы, действующими в нашей стране. 

 Такой праздник, как, например, день птиц, должен подводить итоги забот о пернатых друзьях за прошедший год. Нужно, чтобы забота о птицах проявлялась во все времена года: весной необходимо оберегать места гнездовий, заранее развешивать скворечники, дуплянки; летом беречь выводки и подрастающий молодняк; осенью следить за соблюдением сроков и правил охоты на пернатую дичь, не допускать отстрела тех птиц, которые не являются промысловыми, а зимой подкармливать тех, кто не улетает в теплые края. При такой заботе о пернатых друзьях будет польза природе и народному хозяйству. 

 Во многих зоологических парках страны созданы и систематически работают кружки юных натуралистов. Одним из старейших кружков является кружок юных биологов Московского зоопарка - КЮБЗ. Его история интересна и поучительна. Вот основные вехи 55-летнего пути КЮБЗа. 

 В 1924 году на территории зоосада часто можно было видеть группы учащихся разных школ Москвы, которые часами наблюдали за животными, делали зарисовки, фотографировали питомцев зоосада. Но одно созерцание не удовлетворяло пытливых юношей и девушек. В том же году они пришли к заместителю директора зоосада по научной работе, известному ученому, профессору Петру Александровичу Мантейфелю и изъявили желание поступить на работу в зоопарк, чтобы ухаживать за животными и вести наблюдения. Но ответ был таков: «На работу мы вас не возьмем, всем вам нужно учиться, зоологическому саду нужны грамотные люди». Однако предложение ребят заинтересовало профессора. Он с проницательностью опытного педагога оценил стремление ребят, увидел в них будущих биологов, которые в то время были очень нужны молодой Советской стране. Родилась идея создания при зоосаде кружка юных биологов. Дирекция зоосада согласилась с предложением профессора П. А. Мантейфеля, и в том же году состоялось первое организационное собрание, на котором присутствовало около 20 ребят, пожелавших работать и учиться в кружке в свободное от школьных занятий время. 

 В 1927 году в составе кружка было больше 60 ребят, и об их работе, любви к животным было известно всему коллективу зоосада, который за 3 года существования кружка оценил ребят как своих надежных помощников в решении всевозможных производственных задач па обслуживанию питомцев зоопарка и как неутомимых испытателей природы. 

 В 1974 году отмечалось 50-летие КЮБЗа. С докладом об истории кружка, его достижениях, задачах и перспективах развития на торжественном собрании выступил лауреат Государственной премии, профессор, бывший юннат Б. П. Мантейфель, сын основателя кружка П. А, Мантейфеля. Трудно было в докладе перечислить все знаменательные события и достижения в жизни и работе кружка за 50 лет. 

 В 1929 году впервые в неволе получен приплод от соболей, чем было положено начало разведению этих ценнейших пушных зверьков в зверосовхозах и на зоофермах. Приплод соболей - результат глубокого изучения биологии соболя в Московском зоопарке профессором П. А. Мантейфелем и его верными помощниками и учениками - старшими юннатами кружка. 

 В последующие годы были изучены вопросы размножения куницы, барсука, белки, зайцев и других охотничье-промысловых животных. Было освоено инкубирование яиц эму и других птиц. Успешно проведены опыты по одомашниванию лосей. В результате ряда экспедиций в Среднюю Азию были изучены биологические особенности многих видов пресмыкающихся, в частности, вопросы терморегуляции у змей и ящериц, что дало возможность создать им необходимые условия жизни в террариуме зоопарка. 

 Юннаты зоопарка принимали активное участие в многочисленных экспедициях по расселению ценных охотничье-промысловых зверей и птиц по территории СССР. В результате этого государственного мероприятия значительно обогатилась отечественная фауна.

 На подмосковном озере Киево проводились наблюдения за питанием чаек и их размножением. С 1927 года район озера Киево объявлен заповедным. Инициаторами этого были юннаты зоопарка. 

 За последние годы кюбзовцы неоднократно были участниками ВДНХ по павильону юных натуралистов. Кружок награжден дипломом ВДНХ 1 и 2 степени, а 20 ребят, членов кружка - медалями «Юный участник ВДНХ». 

 За годы существования кружка среди его воспитанников насчитывается несколько членов-корреспондентов АН СССР, более 40 докторов биологических наук, более 80 кандидатов биологических наук. Ученые, бывшие юннаты зоопарка, принимают активное участие в общественной жизни страны, являются членами многих международных природоохранительных и научно-исследовательских организаций. В числе этих широко известных ученых А. Г. Банников, Б. П. Мантейфель, А. В. Яблоков, А. П. Кузякин, Н. И. Калабухов, С. М. Успенский и другие. 

 За последние годы Московский зоопарк уделяет большое внимание редким и исчезающим видам диких животных. Юные испытатели природы включились в эту работу и не безрезультатно. Очень интересные данные получены группой ребят при наблюдении за ростом и развитием красных волчат, телят мускусных овцебыков, молодняка дагестанских туров и других животных. Московский зоопарк гордится тем, что вот уже 58 лет он занимает одно из ведущих мест в юношеском натуралистическом движении. 




Категория: Живые музеи | (26.02.2015)
Просмотров: 1947 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2020