Мира не было в стране шумерской. Города-государства без конца воевали друг с другом - за власть, политическое первородство, плодородные земли, каналы. Войны шли с переменным успехом. Гегемония какого-либо города над другими была обычно недолгой и оставалась в веках и памяти благодаря лишь тому, что эта победа застывала в глиняных табличках или изображениях - на их изготовление обычно времени от победы до поражения хватало.
Один из царей Эаннатум, добившийся возвышения своего города Лагаша, увековечил свою победу в рисунках, выбитых на каменной плите, так называемой «стеле коршунов». (Ее, кстати, можно считать одним из первых в мире «комиксов» - сюжетным рассказом в картинках.) Эаннатум во главе тяжеловооруженных воинов на колеснице бесстрашно бросается на врага. Его воины хорошо вооружены и защищены. Воинов Лагаша ведет главный бог города Нимгирсу - «подобен небу рост его, подобен земле рост его». Он уже накинул на вражеское войско сеть... И, наконец, апофеоз - жертвоприношения победителей богам, поле битвы, усеянное телами врагов, над которыми кружат коршуны.
Но гегемония Лагаша была короткой. Жизнь города-победителя была трудной. Знать, богачи безнаказанно грабили своих сограждан - в ход шло все вплоть до убийств. Простой люд был обложен бесчисленными поборами, каждый шаг горожан контролировался специальными надсмотрщиками. И в конце концов, доведенные до отчаяния, горожане подняли восстание, в результате которого во главе города стал новый царь - Урукагина.
Урукагина был личностью поистине удивительной. Он сократил налоговое бремя, он издал законы, которые должны были «освободить граждан Лагаша от опасности обмана, кражи зерна и сокровищ, от убийства и взлома». Им были установлены наказания, «чтобы сильный не обижал сироту и вдову».
За шесть лет правления Урукагины Лагаш буквально расцвел - если верить, конечно «глиняной летописи», где сообщается о новых дворцах и храмах, о новых каналах.
Но знать города, ненавидевшая Урукагину, перешла на сторону царей других городов, пошедших войной на Лагаш.
Царь города Уммы - Лугальзаггеси, разгромил Лагаш. «Люди Уммы, - пишет безвестный шумерский поэт,- опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нимгирсу. Могущество, которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь Лагаша. Но пусть на челе Лугальзаггеси отметит богиня Нисаба это преступление». Вещим оказалось это пророчество.
В Месопотамии жили два народа: на юге - шумеры и на севере - аккадцы. Пока цари Шумера воевали друг с другом, Аккад набирал силы. И настало время, когда Аккад начал войны с шумерами, разбил их войска и, дойдя до Персидского залива, «омыл оружие в море». Шумер был завоеван, но не покорен. Он боролся - восстаниями, и часто не без успеха. Но в 2200 году до нашей эры в Двуречье хлынули «драконы гор, враги богов», орды племен гутиев. Они разгромили и разграбили богатые города и Шумера, и Аккада. Это нашествие было столь жестоким, что и столетия потом в жреческих моленьях все еще звучала скорбь о несчастной и опустошенной стране, о городах, «дочери которых плачут из-за гутиев»:
«Страна в руках жестоких врагов.
Боги увезены в плен.
Население отягощено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая».
Шумер смог оправиться от разгрома и в конце концов освободился от захватчиков гутиев. Освободился и стал во главе Двуречья. Объявив себя богами, цари шумерского города Ура правили Двуречьем немногим более ста лет, до тех пор, пока новые захватчики не вторглись в Месопотамию, штурмом взяли Ур, подвергли его страшному разгрому и увезли в плен последнего царя в цепях.
Древней истории было суждено увидеть еще одно объединение Двуречья, но это уже сделают не шумеры, а их наследники. Пока происходили вышеописанные события, рос и набирал силы небольшой городок на берегу Евфрата - Вавилон. Именно его правители во 2 тысячелетии до нашей эры еще раз объединят Двуречье, а сам Вавилон станет великолепной столицей Древнего Востока. Пройдет тысячелетие, и уже Вавилон войдет в состав ассирийского царства, владычествующего над всей Западной Азией - от Ирана до Египта. Но падет Ассирийская империя, и Вавилон вновь станет самым крупным и богатым городом своего времени, а в 538 году до нашей эры персидский царь Кир захватит Вавилон и присоединит его к своему царству.
...А шумерский язык исчезает. Примерно к середине 2 тысячелетия он перестал уже употребляться на побережье Персидского залива, где был в ходу дольше, чем в других областях страны. Но сам язык не умер. Как спустя тысячелетия в средневековой Европе латынь, так и он стал языком богослужения и науки.
Хроники донесли до нас слова ассирийского царя Ашурбанапала: «Для меня было большой радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров и неразборчивые аккадские тексты...» Забыт же он был окончательно лишь к началу нашей эры.