Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Петроглифы

Кто вы, скифы?
 И все же блеск скифского золота не только ослепил. Он заставил исследователей вновь вернуться к вопросу - кто же такие скифы, откуда пришли на авансцену истории? Надо сказать, что к тому времени этому вопросу было уже более двух тысяч лет. Он был поставлен еще Геродотом. 

 «Они жили за рекой Геррос, и земли, подвластные им, простирались от гор Таврики до реки Танаис. А род их пошел от младшего сына, рожденного Гераклом и полудевой-полуехидной, у которой верхняя часть туловища женская, а нижняя - змеиная»,- писал «отец истории». И это лишь одна из «версий», которые он приводит. Геродот со свойственной ему добросовестностью привел их целых три - то, что услышал он во время своего путешествия по Северному Причерноморью. 

 Согласно первой - скифы самый молодой народ из всех, живущих на земле, вторая добавляла, что территория, принадлежавшая им, была пуста до их возникновения, третья гласила, что скифы, придя в Северное Причерноморье из Азии, вытеснили оттуда своих предшественников - киммерийцев. 

 Так, несмотря на то, что для античных хронистов и писателей скифы, их образ жизни, привычки, традиции были одним из «вечных» сюжетов повествований, несмотря на то, что в течение многих веков греческий и скифский миры находились в постоянном взаимодействии - только лишь отдельные эпизоды скифской истории мы можем почерпнуть из «свидетельских показаний» античности. А противоречивость даже этих свидетельств стала источником вековых споров, гипотез, предположений.

 За время, истекшее после Геродота, количество гипотез о происхождении скифов увеличилось во много раз. Но если попробовать обобщить их, то можно большинство из них сгруппировать около следующих предположений. 

 Скифы - результат смешения местных племен, издавна живших в Северном Причерноморье, с пришлыми с Волги племенами, переселение которых происходило несколькими волнами в конце 2 - начале 1 тысячелетия до нашей эры. 

 Скифы пришли уже сложившимся народом в степи Северного Причерноморья в начале 1 тысячелетия откуда-то из Азии. 

 Скифы - конгломерат пришлых и местных народов. 

 Итак, на историческую сцену вышел новый и беспокойный герой, который, едва утвердившись в Северном Причерноморье, ринулся в Переднюю Азию, в самые цивилизованные страны того времени. 

 Об этом нашествии современники писали как о стихийном бедствии. Скифские орды достигают Палестины и Египта. И фараон Псамметих богатыми дарами стремится отвратить скифов от вторжения в свою страну. Скифы, по-видимому, принимают участие в решающем штурме ассирийской столицы Ниневии и владычествуют над Мидией. 

 «...Скифы... своими излишествами и буйством разорили и опустошили всю Азию,- писал Геродот.- Кроме того, что с каждого народа они взимали наложенную ими дань, скифы совершали набеги и грабили все, что тот или другой народ имел у себя. Киаксар и мидийцы пригласили их однажды на пир, напоили и перебили». Оставшиеся после этого разгрома скифы ушли обратно, в причерноморские степи. 

 Вскоре после возвращения скифов из Азии в конце 6 века до нашей эры в Скифию вторглись полчища персидского царя Дария, царя самой могущественной державы того времени, простиравшейся от Египта до Индии. По некоторым данным - правда, наверняка преувеличенным,- войско Дария насчитывало 700 тысяч человек. Война со скифами для персов оказалась «странной войной». Скифы избрали тактику партизанских действий. Избегая решительного сражения, они заманивали противников в глубь своей территории, постоянно тревожа его нападениями. В конце концов, как гласит предание, изложенное Геродотом, Дарий, не проиграв ни одного крупного сражения - ибо таковых просто не было,- но успев потерять в мелких стычках значительное число воинов, послал предводителю скифов письмо: «...чудак, зачем ты все убегаешь. Если ты считаешь себя в силах противостоять моему могуществу, то остановись, прекрати свои блуждания и сразись со мной; если же признаешь себя слабее, то также остановись в своем бегстве и приди для переговоров к своему владыке с землею и водою». 

 Царь скифов Иданфирс ответил, что если персы хотят сразиться со скифами, то они должны найти и разрушить гробницы их предков, так как скифы не имеют ни городов, ни посевов - ничего, что персы могут захватить. До этого скифы будут продолжать вести свою войну так, как вели ее раньше, «а за то, что ты назвал себя моим владыкой,- заканчивал письмо Иданфирс,- ты мне поплатишься». 

 Согласно легенде война кончилась так. Однажды скифы послали Дарию послов с весьма странными дарами - птицей, мышью, лягушкой и пятью стрелами. Сам Дарий истолковал это послание как признание в «безоговорочной капитуляции»: скифы отдавали ему всю свою землю - ведь мышь водится в земле и питается тем же, что и человек, зерном; лягушка живет в воде; птица быстротой своего полета символизирует лошадь - самое ценное имущество скифа-воина, а присланные стрелы говорят о том, что скифы складывают свое оружие к ногам победителя. 

 Однако персидский жрец Горбий истолковал это послание совсем иначе: «Если вы, персы,- пересказывает это толкование Геродот,- не улетите, как птицы, в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел». 

 Последующие события - скифы отнюдь не собирались прекращать войны - убедили Дария в правильности толкования Горбия. И персы поспешно покинули Скифию без трофеев и без победы. 

 С тех пор на долгие столетия степи Северного Причерноморья становятся окончательно и безраздельно скифскими. 

 И вырастали земляные пирамиды, из века в век порождая легенды о несметных сокровищах, скрытых в них. Легенды эти не исчезали: то на пашне, то во время полевых работ, то в карьерном отвале находили люди диковинные золотые и серебряные бляхи, наконечники стрел, остатки сосудов.

 Свыше полутора веков ведутся раскопки Скифии - и накопленный материал позволил открыть одну из интереснейших глав древней истории нашей земли. Открыть, конечно же, не полностью - и не потому только,что в открытой главе еще недостает многих «страниц»; но и потому, что даже доступные «тексты» читаются разными исследователями по-разному. И все же даже эти разночтения сейчас объединяются неким общим осмыслением того, что начало открываться 19 октября 1830 года, когда Павел Дюбрюкс увидел «строение тесаного камня» в рукотворной горе Куль-Оба.



Категория: Петроглифы | (12.09.2015)
Просмотров: 1539 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024