Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Надежды зеленого дома

Земля под железной пятой

 Порох и паровая машина стали тем главным оружием, с которым капитализм выступил в поход против природы. Словно на лихого коня взгромоздился общественный прогресс. Вперед, только вперед, быстрее других - казалось, какая-то потусторонняя сила протрубила над планетой этот приказ, и человечество с энтузиазмом стало его выполнять. Деньги, богатство, капитал - таковы были знамена, под которыми шли по континентам Земли ковбойские скачки. И некогда было оглянуться назад и увидеть, как коварно улыбается вслед охваченным горячкой жадности людям сама история, которая уже десятки раз видела, что покорение, разграбление природы всегда оборачивается для человека колоссальными бедствиями. 

 Но такого разрушения земли человеческая история еще не знала. Европейская цивилизация, с представителями которой довелось познакомиться практически всему миру, во многих отношениях занимала лидирующие позиции. Она снабдила своих посланцев огнестрельным оружием, большим военным опытом, навыком организованных действий, неудержимым желанием победы. Народы других континентов, доверчивые, еще не слышавшие звука выстрела, не знавшие машинного производства, были быстро «убеждены» в превосходстве пришельцев и склонились перед ними. Можно сказать, что эпоха великих географических открытий положила начало процессу «европеизации» нашей планеты. 

 Легкость захватов чужих земель, видимо, убедила и самих европейцев в том, что у них «все совершеннее», «все лучше». Чем же иначе объяснить ту бездумную лихость, с которой европейцы взламывали веками сложившиеся системы природопользования народов Азии, Африки, Америки, Австралии, вводили вместо них европейские методы, не утруждая себя заботами об их соответствии местным условиям?! Сыграв решающую роль в становлении человечества человечеством - в установлении связей между континентами планеты, между народами, ее населяющими, европейцы, к сожалению, оказались не в состоянии подняться до понимания природы как единого комплекса, границ человеческой власти над ней. Принеся с собой более совершенные средства труда и войны, они не заботились о приобретении глубоких знаний об окружающей их новой действительности. Их взгляд на природу был взглядом захватчика, обладающего правом творить на завоеванных землях произвол.

 Представитель тучнеющей капиталистической формации без оглядки, без мысли о будущем сводил леса, истреблял животных, птиц и рыб, насиловал землю. Все, что было накоплено, аккумулировано в историческом опыте человечества, он поставил на службу капиталу, а следовательно, направил против природы. Жажда прибыли бросала (да и поныне бросает) интеллектуальную мощь и стремительно развивающиеся технические средства становящегося капитализма на эксплуатацию тех природных ресурсов и объектов, которые могли дать максимальные доходы в кратчайшие сроки. Единственным регулятором отношений между человеком и природой, как и между человеком и человеком, стал выраженный в денежных единицах частнособственнический интерес. И несть числа тем бедам, которые принес планете и людям такой ублюдочный регулятор. 

 Стремясь как можно больше «ухватить» со щедрого стола природы, «цивилизаторы» развили непомерные аппетиты. Американец Джордж Марш уже в 1863 году вынужден был отметить, что посланец европейской цивилизации быстро и заметно видоизменил «материальное строение» сферы своего действия. «Где он ни ступит, гармонии природы заменяются дисгармонией - нарушаются пропорции и приспособления, обеспечивавшие прочность существовавших порядков, и туземная растительность и туземные животные истребляются и заменяются иноземными, естественная производительность местности уничтожается или стесняется, и земля или оголяется, или покрывается новыми, насильственно из нее вызванными растительными формами и иноземными формами животной жизни». Француз Жан Дорст, наш современник, добавляет к этому, что европейцы, открывая новые страны и территории, поражались многочисленностью и разнообразием обитавших там животных и тут же... «начинали их истреблять, нисколько не задумываясь о том, что эти богатства могут иссякнуть. Часто охота принимала характер систематического истребления либо в целях уничтожения фауны, считавшейся бесполезной или докучливой, либо в целях быстрой наживы (мех, слоновая кость и пр.), либо ради спорта, который правильнее было бы назвать садизмом». 

 Право же, есть что-то общее между капитализмом и рабовладением в их способности противопоставить общество природе, в культивировании бездушного, холодного отношения к окружающему миру. Конечно, глубина, масштабы результатов такого отношения несравнимы. Рабовладение ставило человека в положение живого автомата, не охватывая, однако, подобным взглядом природу. Беззаботность по отношению к ней возникала как своего рода вторичный эффект, как следствие презрения и беззаботности по отношению к рабу. Взгляд капитализма несравненно шире - он охватывает и трудящегося, и природу, но, можно сказать, различий между ними не усматривает. Хотя и «для буржуа рабочий не вполне человек» (Ф. Энгельс), все же он - не собственность буржуа. Он остается лишь источником рабочей силы- и буржуа черпает из этого источника, нимало не заботясь о его сохранении. Точно в такое же положение попадает и природа - ей оказывается внимание только как источнику богатства, источнику сырья, которое следует взять возможно быстрее и как можно дешевле. Из человека беспощадно «выжимается пот», из земли еще беспощаднее «выжимаются ресурсы». И как человек, рабочий, выбрасывается из системы производства, если только он чем-то не удовлетворяет хозяина (или его можно заменить более подготовленным рабочим, или профессия его почему-то устарела), так и ресурс природы немедленно получает отставку в пользу другого более выгодного ресурса. Например, уголь в энергетике капиталистических стран активно вытеснялся нефтью, пока она на мировом рынке стоила сравнительно дешево и приносила нефтяным компаниям огромные барыши. Теперь же, когда цены на нефть резко поднялись, монополии вновь обращаются к углю - теперь на нем можно получить свою прибыль. Конкуренция людей как бы дополняется конкуренцией ресурсов. 

 И дело здесь не просто и не только в экономических факторах. Какой-то особый дух хищничества слетел на Землю, встревожил народы и двинул их на отчаянные захваты природных богатств. Охваченные горячкой обогащения, включившись в «крысиные гонки» за деньгами, люди не оглядывались, не могли, не имели времени увидеть, как дымится земля, по которой они прошли. 

 «С нашим появлением континенты быстро дряхлеют, - писал Эрнест Хемингуэй в «Зеленых холмах Африки». - Местный народ живет в ладу с ними. А чужеземцы разрушают все вокруг...» Доказательство справедливости этих слов - современное состояние природы Африки, Азии и больше всего самой Америки. Люди радовались победам над природой, и, может быть, эта радость помешала им даже в 19 веке обратить внимание на пророческое предупреждение Фридриха Энгельса о том, что природа мстит за каждую победу над ней и за первыми результатами, на которые человек рассчитывал, выдает ему вторые, третьи результаты, которых он не предвидел, не предполагал и которые часто полностью перечеркивают значение первых. 




Категория: Надежды зеленого дома | (11.03.2015)
Просмотров: 1712 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024