Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Надежды зеленого дома

Всепобеждающая жизнь

 То есть ноосфера представляет собой единственно возможное состояние естественной, физической основы коммунистического общества, степень человеческого овладения и управления средой своего существования на этапе коммунистической формации, а коммунизм, в свою очередь, является единственно возможной социальной формой, при которой эта степень достижима. Вспомним, что, согласно Марксу, «для социалистического человека вся так называемая всемирная история есть... становление природы для человека», а коммунизм - «подлинное разрешение противоречия между человеком и природой...» 

 Возьмем ли мы вопрос о ведущей роли народных масс в истории, разработанный марксизмом, замечательное ли марксистское положение о превращении науки в непосредственную производительную силу, вывод ли о социальной свободе и равенстве всех людей - все это так или иначе развивается и в учении о ноосфере. Она создается умом и трудом масс. Знание является, говорил В. И. Вернадский, «максимальной силой» ее организации. Она немыслима в условиях угнетения и т. д. 

 Во время Великой Отечественной войны ученый подчеркивал это, отмечая, что разрушительный мировой пожар, зажженный фашизмом, не должен заслонять от нас тот факт, что идеалы нашей демократии, путь, избранный нашим обществом, «идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере». 

 Исключительно интересными оказываются в связи с этим известные слова К. Маркса, который в письме Ф. Энгельсу писал, отзываясь о книге немецкого ученого К. Фрааса «Климат и растительный мир во времени, их история»: «Вывод таков, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно (до этого, он как буржуа, разумеется, не додумывается), оставляет после себя пустыню. Персия, Месопотамия и т. д. Греция, следовательно, и у него бессознательная социалистическая тенденция». Это замечание фактически предвосхищает идею ноосферы как единства двух тенденций - социализации общества и прогресса его взаимодействия с природой, которое может быть успешным только при условии сознательного управления и направления. 

 Теория ноосферы позволяла В. И. Вернадскому с уверенным оптимизмом думать о будущем планеты и общества в самые тяжелые годы войны. Он писал: «В настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни... приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества. Мне представляются эти настроения и эти суждения следствием недостаточно глубокого проникновения в окружающее... 

 Реальная обстановка в наше время не может дать развиться и победить силам варваризации, которые сейчас как будто выступают на видное место, страхи обывателей... о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологического процесса, каким является происходящий, ныне переживаемый переход биосферы в ноосферу... Я смотрю на все с точки зрения ноосферы и думаю, что в буре и грозе, в ужасе и страданиях стихийно родится новое прекрасное будущее человечества». Это подлинно коммунистический оптимизм! 

 Важно отметить и то, насколько соответствует понимание господства человека над природой с точки зрения ноосферы коммунистическим идеалам. Ф. Энгельс, характеризуя суть власти человека над природой, так формулирует свою позицию: «Все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». 

 Рассмотрение протекающих в природе процессов в аспекте ноосферы необходимо вело Вернадского именно к марксистскому пониманию «овладения природой». Не подавление ее «кованым сапогом индустрии», не произвол в, системе ее связей, творимый частнособственническим интересом, не конструирование новых ландшафтов согласно вольной игре человеческого ума, а бережное, осторожное управление мощнейшими силами природы, строящееся на фундаментальном знании ее закономерностей. Путь к социальной свободе и новому могуществу человека - не есть путь к свободе его от природы. Создание коммунистического общества - это создание общества, которое «есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы» (К. Маркс). 

 Строя свое будущее, свой новый мир, познавая великие тайны своего «неорганического тела», превращая свое знание в непосредственную производительную силу, человек изживает младенческую страсть к переделке, к «покорению» природы, научается использованию ее сил именно как природных сил, а не покоренных, преобразованных. 

 Производство, основанное на таком освоении внешнего мира, показывает человеку его самого не как «существо на двух ногах и без перьев» (определение великого греческого философа Платона), не как «животное, делающее орудия» (определение американского ученого Франклина), чтобы с помощью таковых подавлять природу, воцариться над ней. Человек начинает понимать себя как высшее творение природы, как вершину ее истории, вершину пирамиды, основание которой он должен постоянно оберегать и укреплять, сам выступая как творец природы.

 Здесь единственный путь, ведущий его на новые высоты, к дальнейшему развитию. Ни познание природы не может быть достаточно целостным, глубоким и адекватным, если из нее устранить и противопоставить ей человека, ни познание человека, если ему противопоставить природу, как нечто чуждое, «мертвое», подчиненное. 

 Можно поэтому заключить, что современный период - это не только период практического развертывания потребления природы человеком, но и период его единения с природой, со всеми вытекающими отсюда общественными проблемами. Человек своей деятельностью глубоко преобразует окружающую среду, и это преобразование будет отвечать его коренным интересам лишь при условии «человеческого» понимания, познания природы. Но для этого людям необходимо овладеть тайнами своей общественной жизни, организовать ее так, чтобы развитие взаимодействия общества с природой совершалось с широким учетом возможных последствий, то есть создать соответствующее своей мощи общество. В этом исток исторического оптимизма в определении грядущего развития системы «мир людей - мир природы». Только такое общество позволяет человеку учитывать границы допустимого вмешательства в ход природных процессов, а не одни лишь свои цели. 

 Так в новом свете раскрывается перед нами основное противоречие нашей эпохи - противоречие между неудержимо набирающим силы коммунизмом и отживающим свое капитализмом - и появляется новая возможность четко проследить единственную объективную предпосылку его разрешения. Коммунизм являет нам еще одну сторону своей исторической миссии - спасение не только человека, но и природы. Это уже практически доказано. Переход к первой фазе нового строя, к социализму, убедительно подтвердил, что социалистическое общество создает новые взаимоотношения человека с природой, рассматривая их как кровное коммунистическое дело и поднимая на уровень сознательного и перспективного регулирования.




Категория: Надежды зеленого дома | (15.03.2015)
Просмотров: 862 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024