Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Надежды зеленого дома

Многоликое родство

 Редко кто-нибудь из людей задумывается над тем, что есть для нас природа, в каких проявлениях мы ее воспринимаем. Разумеется, каждый знает, что мы живем на планете Земля - природном теле. Но как-то уж очень абстрактно такое представление: Земля для обыденного сознания все-таки еще остается «безразмерной». Каждый может сказать и о том, что наша планета - наша кормилица. Это уже более конкретное представление. Под ним - массивный фундамент добытых полезных ископаемых, собранных урожаев, выращенных животных, пойманных рыб, распаханных земель и т. д. 

 И уж совсем просто воспринять природу как место отдыха, зеленую травку, ласковую речку, где можно выкупаться, голубое небо, в которое можно смотреть без устали. 

 Но все это лишь самые - да простится мне такое - поверхностные восприятия окружающего нас мира. В глубине нашего взаимодействия с ним лежат и другие его образы, которые вдруг всплывают в человеческом мозгу и человеческом сердце, когда удовлетворены потребности в пище, одежде, в воздухе, пространстве и воде. Тогда всплывают образы мира как средоточия прекрасного, как, говоря словами Бориса Пастернака, «тайника Вселенной» - кладезя неизведанного, силы, успокаивающей и оздоравливающей наш дух. Тогда мы начинаем ощущать, что ритмы нашей физической жизни неразрывно связаны с ритмами природы, точнее - есть лишь отзвук, отражение последних. И в сознании рождается мысль о том, что и сами мы, каждой своей клеточкой, есть природа, одухотворенная природа Земли. 

 Другими словами, наше родство с окружающим миром земной природы - это родство реки со своими истоками, растения - с корнями и почвой, вершины горы с основанием. 

 Значит, и жизнепроявление каждой нашей клетки, да и вся наша жизнь должны регулироваться природными закономерностями? 

 В истории науки найдется немного вопросов, сравнимых с этим но сложности и драматичности. Весьма известные, авторитетные ученые отвечали на него утвердительно. Например, упоминавшийся в предыдущей главе замечательный естествоиспытатель А. Л. Чижевский, работы которого положили начало нескольким важнейшим направлениям современной науки, одну из самых ранних книг так и назвал; «Физические факторы исторического процесса». В ней он утверждал, что физическое состояние людей может определять социальные явления - войны, революции и т. д. 

 Еще шире трактовали этот вопрос так называемые «географические детерминисты» - сторонники взгляда, согласно которому история целиком и полностью определяется природой. 

 Однако такой подход встречал решительные возражения ученых, считавших, что с того момента, как человек создал общество, природные закономерности утратили свою силу и теперь жизнедеятельность людей целиком и полностью регулируется социальными факторами. Жаркие бои развертывались в свое время между защитниками этих двух противоположных позиций... 

 А истина, как это часто бывает, оказалась «на нейтральной земле», посередине. Постепенно наука поднялась к выводу, что биологическое в человеке никуда не исчезло и не может исчезнуть, что оно существует на любом уровне социальности. Но как? Как подчиненное социальному! Социальное включает в себя биологическое, и оно сохраняется подчиненным образом. Наше родство с природой продолжает жить в нас. 

 И не просто жить, существовать, а жить довольно активно, в тысячах и тысячах узлов переплетаясь с социальным, питая социальное. В бесконечном процессе общения с природой, преобразования ее вырабатывал у себя вид хомо «естественное чувство человека» (К. Маркс). Ритмы, краски, целесообразность окружающего мира неизбежно должны были в результате миллионнократных встреч с человеком явить ему свое особое значение -значение качественных состояний природы, охватывающих и людей, как ее часть. 

 Гармония природы отразилась в становящемся сознании человека и родила его чувство прекрасного, чувство красоты, которое потом стало критерием, меркой человеческого труда, направленного на преобразование природы. Это чувство само уже явилось условием человеческого наслаждения, условием развития человеческой личности. 

 Когда сегодня мы любуемся наскальными изображениями, дошедшими до нас из седой древности, мы не можем не обратить внимания на то, что эти «прапракартины» самым непосредственным образом отражают связь, взаимодействие человека с природой. Налицо подход к изображению того или иного животного с учетом его полезности для людей, с учетом его природных качеств. Первым орнаментом, ставшим органической частью архитектуры, считается египетский растительный орнамент. Думается, не случайно растительный - в Египте в основном растительность служила пищей человеку. Отражение в орнаментах представлений разных народов о красоте прямо связано с особенностями окружающей их природной среды: у народов Севера более всего украшает орнаменты елочка, у киргизов - рога архара, у армян - виноградные гроздья и т. д. 

 Мы видим в этих первых попытках художественного отображения мира начало взлета искусства, начало развития человеческого чувства красоты - качества, безусловно, социального. И эти первые попытки сформулировать и выразить красоту более всего убеждают нас, что у искусства, у нашего наслаждения искусством, есть только один фундамент - реальность. Вне жизни, вне реальности, определяемой миром природы - первозданной ли или преобразованной трудом,- прогресс искусства немыслим. Мы не в силах разорвать пуповину, питающую наше чувство прекрасного, его развитие, его совершенствование. 

 Только нужна ли сегодняшнему человеку, нам с вами - людям технического века, эта красота, ее расцвет? Вопрос явно схоластичен, но возникает не так уж редко. Шум деревьев и шепот волн, ярость шторма и грация лани, музыка и волнующее повествование о первой любви - все это, дескать, «ненужная лирика». ЭВМ - вот это действительно красота, полезность. А что? Время торопит, человеку некогда тратить минуты на вздохи при луне, на любование природой. Термоядерная реакция и возможность лететь к звездам - вот это дело, на это можно с ходу поменять все красоты. 

 Предположим на мгновение, что такой обмен состоялся. Поколение, другое - и лишенный эстетического наслаждения человек утратит свое чувство красоты, а значит, и способность к творчеству, к радости познания, ибо творчество и познание - это тоже эстетические наслаждения. Поколение, другое - и человек, отрешенный от красоты, начнет конструировать технических монстров, своими руками и мозгом помогая технике «выродиться», ибо без чувства красоты нет и понимания целесообразности. Результат будет только один: природа, преобразованная без учета законов красоты, следовательно, изуродованная, неминуемо обрушит свое уродство на человека. 

 Да, эта линия родства неразрывна. Освоение природы человеком и укрепление его связей с ней, в частности и через развитие своего эстетического чувства, - это не два пути. Это единый путь. И жизнь заставляет нас все глубже осознавать это единство. 

 Конечно, мы по праву гордимся нашими техническими системами, их мощью. И не без основания находим в них своеобразную красоту. Мы испытываем нечто вроде любви к своим техническим детищам - наверное, это чувство порождается овеществленным в них трудом. Мы восторгаемся громадами, созданными слабыми руками человека. Все правильно, все понятно... Но часто ли отдаем мы себе отчет в том, что это восхищение и эта радость - совсем «другие». Их не сравнишь с чувствами, которые переполняют нашу душу, скажем, при виде несказанной красоты закатов на Балтике. Что-то совсем иное будят в нас безмятежный покой неподвижной воды, свежий аромат влажной земли в лесу, озаренном лучами солнца после сильного ливня, крик испуганной куропатки, упоительное сияние осенней листвы и тому подобное. 

 Невозможно представить людей лишенными этих вроде бы неосязаемых, не учитываемых благ. Невозможно представить «техническую жизнь» вместо «живой жизни». 

 Нет, совсем не так она проста, наша прекрасная пра-праматерь - природа, как это представляет себе иной технократ! 




Категория: Надежды зеленого дома | (15.03.2015)
Просмотров: 569 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2020