Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Занимательная картография

Путешествия по картам

 В кресле, не выходя из дома. Писатель К. Паустовский с юных лет имел пристрастие к картам. Он мог сидеть над ними по нескольку часов как над увлекательной книгой. В своем рассказе «Мещерская сторона» он пишет: «Изучение незнакомого края всегда начинается с карты... По карте можно странствовать так же, как и по земле...» 

 Карта порождает мечты, увлекая нас в неведомые дали. Герой романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ» Джим, от имени которого ведется повествование, рассказывает: «Много часов провел я над картой и выучил ее наизусть. Сидя у огня в комнате домоправителя, я в своих мечтах подплывал к острову со всех сторон. Я исследовал каждый его вершок, тысячи раз я взбирался на высокий холм, названный Подзорной Трубой, и любовался оттуда удивительным, постоянно меняющимся видом». 

 Путешествия по картам - это очень увлекательное занятие, доступное каждому из нас. Вот перед нами интересная книга - Географический атлас мира. В нем как бы собраны все ваши школьные атласы с картами, разными по своему содержанию и охвату территории. Тут карты мира и полушарий, карты материков и отдельных стран. Перелистывая атлас и внимательно рассматривая карты, мы как бы совершаем далекие путешествия, не покидая своего места. Мы посещаем неизвестные нам страны, «таинственные» острова и любуемся картинами поверхности Земли, наблюдая ее в целом и по частям. Видим, какую часть земной поверхности отвоевала себе вода, как распределилась суша; видим очертания берегов, заливы, бухты, гавани. 

 Голубыми змейками скатываются с возвышенности ручейки и, сливаясь вместе, образуют могучие реки, несущие свои воды в моря и океаны. А вот суша, окрашенная в разные цвета. Тут желтые пятна - жгучие песчаные пустыни, лишенные растительности и влаги, а там голубые линии обозначают непроходимые болота и топи. Дальше иными условными обозначениями показаны равнины и возвышенности, горные хребты и высочайшие вершины. 

 Внимательно вглядываясь в отдельные карты, мы узнаем, какой климат установился в разных местах земного шара, где жарко, где холодно, где сыро и туманно. На других чертежах мы видим, где и какие народы поселились и чем они занимаются. Узнаем, как они обосновали свою жизнь, какие и где построили города и какими путями сообщения эти города связаны между собой.

 По карте мы определяем местоположение любого пункта на земном шаре, намечаем маршрут своего путешествия и измеряем его протяженность. С помощью карты - этого замечательного путеводителя - мы не боимся заблудиться на земной поверхности, и благодаря картам нам становится знакомой и дорогой наша планета Земля. 

 В известном рассказе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» Паганель вместе со своими спутниками отыскивает дорогу в Кордильерах к пампе... Вот они идут по незнакомой южноамериканской земле, держат путь по 37-й параллели. С ними уроженец этих земель, проводник. Но оказывается, Паганель превосходно знает дорогу. Удивленный проводник спрашивает: «...вы, значит, проезжали в этих краях?» - «Разумеется!» - серьезным тоном ответил Паганель. «На муле?» - «Нет, в кресле». 

 Вы, конечно, догадались, что Паганель прекрасно изучил местность вдоль 37-й параллели по географическим картам в кресле, не выходя из дома. 

 Как читать карту? Тому, кто хорошо читает карту, она рассказывает о многом. Узором значков и сплетением линий, палитрой красок и различными шрифтами надписей карта рассказывает о незнакомой территории, и за условными знаками встает живая географическая действительность - реки, горы, города, заводы. Пользуясь азбукой картографического искусства, можно свободно читать карту и по сочетанию символов видеть местность такой, какой-она есть на самом деле. Мало того, можно научиться оживлять карту, мысленно населять ее живыми существами и наполнять движением, свойственным изображенной на карте местности. Вот как, например, описывает Д. Фурманов умение В. И. Чапаева читать карту: «Перед взором Чапаева по тонким линиям карты развертывались снежные долины, сожженные поселки, идущие в сумраке цепями и колоннами войска, ползущие обозы, в ушах гудел-свистел утренник-ветер, перед глазами мелькали бугры, колодцы, замерзшие синие речонки, поломанные серые мостики, чахлые кустарники. Чапаев шел в наступление!» 

 Чтение карты нельзя полностью отождествлять с чтением книги. Тем не менее в этих понятиях имеется много общего. Так же как при чтении книги в нашем сознании складываются различные образы, так и по 
взаимному расположению условных знаков можно представить образ реальной местности. 

 При чтении карты нельзя забывать о масштабности картографического изображения. В этом отношении чтение карты прямо противоположно съемке. Топограф при съемке карты уменьшает все расстояния в заданном масштабе, а мы при чтении карты должны в своем воображении эти уменьшенные расстояния снова как бы раздвинуть, увеличить и перевести их в действительные размеры на местности. 

 Чем крупнее масштаб карты, тем с большей детальностью можно изучить местность. Особенно подробную информацию содержат топографические карты. Местные предметы, показанные на ней условными знаками, читаются сравнительно легко. Труднее обстоит дело с чтением рельефа. Горизонтали, отображающие рельеф, на первый взгляд кажутся невыразительными, лишенными наглядности. Однако после небольшой тренировки в чтении рельефа карта перестает казаться нам плоским листом бумаги: она как бы приобретает третье измерение. Чтобы быстро ориентироваться в характере рельефа, нужно сначала найти на карте наиболее низменные участки местности. Их легко обнаружить по расположению водных пространств: рек, озер, ручьев, а также по расположению лугов, болот, песчаных отмелей и т. п. Переходя постепенно от низин к более высоким местам, следует по расположению горизонталей отличить лощины и хребты, а по густоте горизонталей выявить характер склонов и их крутизну. 

 Посмотрите на лист топографической карты одну-две минуты, потом отложите ее и воспроизведите на бумаге все то, что на ней увидели. Если у вас и не получится приближенная копия карты, это не значит, что вы зря потратили время. Это хорошая тренировка в чтении карты. Таким образом вы учитесь читать карту, видеть не топографические знаки, а рощи, села, дороги, овраги. Также нужно уметь читать и местность: видеть не только леса, реки, озера, но и одновременно представлять, как они изображаются на карте. 

 Путешествие начинается с карты и заканчивается картой. Чехословацкие журналисты Иржи Ганзелка и Мирослав Зикмунд много путешествовали по разным странам. Каждое новое путешествие они начинали с карты, тщательно ее изучали и на ней выбирали нужный маршрут. Одно из их путешествий было по Африке, которую они пересекли, как говорят, вдоль и поперек, постоянно обращаясь к своему верному путеводителю - карте. Закончив путешествие, они написали интересную книгу «Африка грез и действительности». И здесь без карты нельзя было им обойтись. Такая карта была составлена ими и помещена в книге. Часть ее вы видите на рисунке 50. Это своего рода иллюстрированный отчет о путешествии. На карте изображен маршрут путешественников, указаны города, где они побывали, а также интересные достопримечательные места, которые описаны в книге. Приведем описание озера Киву, расположенного у подножия вулкана, внезапное извержение которого чуть не погубило путешественников: 

 «Озеро Киву, несомненно, самое прекрасное из африканских озер, уже хотя бы потому, что в нем нет ни одного крокодила, а все прочие озера Центральной Африки ими кишмя кишат. Расположенное на высоте 1400 метров над уровнем моря, оно окружено чудесными лесами, кофейными и чайными плантациями, покрывающими крутые склоны гор; северо-восточные берега его покрыты лавой. Куда ни посмотришь, везде лава: и среди непроходимых лесных зарослей, и в дорожном щебне... Это озеро было когда-то одним из истоков Белого Нила. Сейчас озеро закрыто, потому что лавовые потоки прервали водную систему».

 Прочитав эти строки, читатель находит на карте и озеро Киву, и вулкан, из которого вытекает лава. Описание становится привязанным к конкретной местности и воспринимается более живо и интересно. 

 После Великой Отечественной войны мне довелось участвовать в экспедиции на Чукотку. Цель экспедиции - стереть последние «белые пятна» с карты нашей Родины. К этому путешествию мы готовились всю зиму, тщательно изучая территорию, которую должны заснять. Карта у нас была мелкая и к тому же во многом не соответствовала действительной местности. Тем не менее по ней мы составили план работ, наметили базы топографов, съемочные маршруты. Так, с помощью карты была выполнена вся основная подготовка к экспедиции. А на местности во время съемки карта послужила нам верным путеводителем: по ней мы добирались в нужные места к опорным пунктам и дальним съемочным точкам. Наконец нелегким трудом топографов была создана новая, крупномасштабная карта. И по ней пойдут следующие путешественники, исследователи, первопроходцы. И'все начнется сначала. 

 Вокруг света. Кто из вас не мечтает о кругосветном путешествии? Так хочется узнать много нового и интересного о загадочных странах! Если вы думаете о несбыточности вашей мечты, то глубоко ошибаетесь. Такое путешествие можно легко и быстро совершить, не выходя из дома, по картам. 

 Садитесь за стол и расстелите самую крупную карту мира. Хорошо бы запастись географической энциклопедией или подробным описанием различных стран: они помогут вам увидеть не только города, реки, горы, леса, но и людей, живущих в разных странах с их заботами, радостями и привычками. 

 С чего начнем наше путешествие? Конечно, с прокладки курса. Допустим, мы находимся в Африке на экваторе, на берегу озера Виктория, и хотим лететь по курсу 60°. Берем транспортир и под углом 60° к меридианам прочерчиваем линию курса. Но что же получилось? Наша линия уперлась в 90-градусную параллель и дальше никуда не идет. Кругосветного путешествия не вышло. Почему же? 

 Прежде всего подумайте, существует ли параллель на широте 90°. Конечно, нет! Но наша карта составлена в цилиндрической проекции, в одной из тех, которые показаны на рисунке 27. В таких проекциях меридианы проходят параллельно друг другу, а на самом деле они сходятся у полюса. И точка каждого полюса, имеющая широту 90°, как бы преобразовалась в линию. Чтобы лучше разобраться в вопросе, куда приведет выбранный нами курс, нанесите его на карту, составленную в азимутальной проекции, где полюс изображается также точкой. Для этого от каждого меридиана отложите намеченный курс, т. е. угол 60°, и ваш маршрут превращается в спираль, витки которой упираются в полюс. Вот к какому неожиданному результату привела нас попытка совершить кругосветное путешествие по курсу 60°. И все же может состояться путешествие вокруг Земли, но только по одному, строго определенному курсу. Этот курс определяется азимутом 90° (в обратном направлении 270°). Если под таким углом наш маршрут будет пересекать все меридианы, то мы совершим полет вдоль экватора и прибудем в исходный пункт. 

 Несколько вопросов для размышления: как пройдет маршрут, если исходный пункт будет не на экваторе, а на какой-либо параллели? Каким курсом нужно лететь от экватора, чтобы совершить кругосветное путешествие через Северный и Южный полюсы?




Категория: Занимательная картография | (22.02.2015)
Просмотров: 6174 | Теги: карта | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы:

Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024