Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Спутник начинающего охотника

23. Охотничьи собаки
Выращивание и воспитание щенка

 Подсосный период. В материнской утробе щенок развивается примерно два месяца. После наступления первых родовых схваток сука мечет чаще всего 4 - 7, редко меньше или больше слепых и глухих щенят. В подавляющем большинстве случаев мать сама перегрызает пуповину, съедает послед, а затем тщательно вылизывает и массирует языком и носом только что родившегося щенка.
 Первыми родятся щенки более крупные, чем последыши, и уже через несколько дней можно наблюдать, как все они борются за наиболее молочные задние сосцы матери, в чем преуспевают, конечно, сильные первенцы. Поэтому заботливый собаковод, смотря по тому, молочна ли сука, оставляет 4 - 6 щенков либо сразу же примет меры к поочередному подкармливанию всего помета коровьим молоком из соски. Во всяком случае собаковод не должен допускать, чтобы в помете щенки делились на слабых и сильных.
 На 11 - 13-й день щенки прозревают, через четыре-пять дней у них открываются ушные проходы. В двухнедельном возрасте намечается разница не только в жизнеспособности, но даже в характерах отдельных щенков: наиболее сильные отползают к углам гнезда, а наевшись, чуть поиграв с братом или сестрой, разваливаются спать, раскинувшись как можно шире. Более слабые не прочь поскулить, лезут спать всегда в кучку. К этому возрасту активными и самостоятельными необязательно бывают самые крупные щенки.
 К 23 - 25-дневному возрасту щенок в состоянии усваивать жидкую молочную кашицу, мясной бульон с овсянкой или тертыми овощами и мясной фарш. В эту пору щенки уже настолько самостоятельны, что отходят от гнезда и пачкают в отдалении. В четырех-пятинедельном возрасте их пора отнимать от суки для передачи новым хозяевам.
 Содержание щенка. Щенку нужен солнечный свет, прогулки на воле, но не по холодной земле (в этом возрасте опасна простуда, легко застудить ноги). Самое лучшее время для выращивания щенка - весна.
 В доме щенка сразу же надо приучить к месту, где он будет спать, к условиям, в которых будет жить. Постельку ему устраивают в полутемном углу комнаты или под столом.
 Если щенок содержится во дворе, в сарае или конуре, логово его должно быть защищено от холода и сырости и выстлано мягкой и чистой подстилкой. Не бойтесь, что день-два новосел поскулит. Привыкнет! К себе приучайте лаской и едой.
 Не ограничивайте щенка местом для прогулок. Ни в коем случае не держите его на привязи или взаперти, в тесном закутке или ящике; движения, воздух, дневной свет ему необходимы.
 В теплой, мягкой шерстке щенка нередко заводятся блохи. Борьбу с этими насекомыми проводят систематически. Если подстилкой служат стружки, солома,- их чаще меняют, тюфяк стирают и проветривают. Пол, стенки конуры или гнездо-ящик посыпают порошком ДДТ или моют однопроцентным раствором креолина. Самого щенка летом следует мыть не реже чем в три недели раз. Моют простым или туалетным мылом, в теплой воде с добавлением креолина. Густо намыленного щенка рекомендуется подержать в тепле 5 - 8 минут (от мыла могут задохнуться все паразиты), затем его достаточно смыть теплой водой, насухо вытереть, прочесать шерсть частым гребнем или щеточкой и не выпускать из теплого помещения.
 Зимой собак, содержащихся на дворе, мыть не нужно, достаточно следить за шерстью, изредка вычесывать. Комнатных собак мыть приходится и зимой, но редко, с перерывами в 1,5 - 2 месяца. Подстилку держат всегда в чистоте и опрятности.
 Кормление и развитие. До двухмесячного возраста щенка кормят 6 раз в день чуть тепленькой полужидкой пищей - молочной кашей, мясным и рыбным супом с крупой и овощами и, конечно, мясным фаршем. Чем разнообразнее кормежка, тем лучше. От 2 до 3-месячного возраста щенка переводят на пятикратное, а к 3,5 месяцам - на четырехразовое питание. Все, что едите сами, можно дать и трехмесячному щенку; нельзя лишь давать пряную пищу, перец, чеснок; от большого количества соли собак поносит, иногда рвет. Для полноценного развития костяка к пище добавляют в день 1 - 2 таблетки глицерофосфата кальция (он продается в аптеке) и следят за тем, чтобы в продуктах, которые получает щенок, достаточно было витаминов.
 Четырехмесячному щенку уже можно давать вареные и мягкие хрящевидные сырые кости.
 Шестимесячного щенка достаточно кормить три раза в сутки, а к 10 - 11-месячному возрасту - уже вполне подросшую собаку - переводят на постоянное двукратное питание.
 Кормите щенка всегда вволю, досыта, а потом миску с остатками еды убирайте и мойте; не ограничивайте в питье - чистая вода всегда должна быть.
 У щенка в раннем возрасте уже возникает потребность поиграть, повозиться, что-нибудь погрызть. Для забавы дайте ему небольшой кусок резины или кожи. Недостаток в движениях, связанное с этим нарушение аппетита, как и неполноценность питания, приведут к рахиту у собаки.
 Развивается щенок быстро, но неравномерно. Рост в высоту и в длину заканчивают к 11 месяцам, затем продолжается рост вширь, раздается грудь, набирается мускулатура и соединительная ткань; формирование костяка, главным образом трубчатых костей, опережает полное развитие мускулатуры и грудной клетки. Не удивляйтесь нескладности фигуры 5 - 8-месячного щенка и не расстраивайтесь по этому поводу.
 Годовалая собака может быть половозрелой, но преждевременная вязка повредит здоровью собаки, особенно суки: приостановит физическое развитие, отнимет силы, а это в конце концов скажется на потомстве.
 Воспитание. Собака развивается быстро, готова она и быстро усваивать очень сложные условные (благоприобретенные) рефлексы, готова реагировать на целый комплекс безусловных (врожденных) и условно заученных раздражителей.
 У собаки весьма развита память, и ей присуща незаурядная практическая сообразительность. Даже сложные сочетания условных раздражителей воспринимаются ею как впечатления и запоминаются.
 Возьмем, к примеру, обычный случай:
 а) 7 - 8-месячный щенок просыпается в комнате под действием безусловного простого раздражителя - напора мочи и кала;
 б) желание встать, отойти и облегчиться - уже сложный рефлекс, который можно, пожалуй, считать еще безусловным;
 в) но щенком усвоен сложный условный рефлекс: «пачкать в комнате нельзя», и в ответ на это следует реакция беспокойства - щенок направляется к двери;
 г) щенок «знает», что дверь открывает хозяин, и он «просится» (оглядывается, виляя хвостом, скребет дверь, скулит и т. п.) - это уже сложный комплекс реакций, к которому иногда добавляется еще ступень;
 д) собака привыкла к выгуливанию на поводке, освоила и поноску (она носит поводок), что и побуждает ее явиться к хозяину с поводком в зубах и предложить вывести на прогулку.
 Второй пример:
 Охотник ездит на работу на мотоцикле, к этому собака привыкла. Тряска на машине ей удовольствия не доставляет. Но она ездила на мотоцикле несколько раз в поле, на охоту. Подготовленная машина у крыльца только насторожит собаку. Но если она увидит, что хозяин надевает охотничий костюм, сапоги и прочие доспехи, которые ассоциируются у нее с охотничьими переживаниями в поле, то собака начнет волноваться и даже без команды заберется в коляску мотоцикла.
 В то же время самая талантливая легавая собака не сможет «додуматься», что бой перепела или скрипение коростеля, слышимое издалека, указывает местонахождение знакомой ей по запаху птицы. Ассоциировать крик птицы с ее запахом и видом собака не может, поскольку всякий раз на охоте, когда она приближалась к птице, последняя умолкала. Это уже сверх собачьего разумения!..
 Собаке нельзя что-то рассказать, чтобы она усвоила; ей нужно показать, дать непосредственно почувствовать. Даже щенок способен запоминать некоторые часто повторяемые слова: кличку, команды; он запоминает их в каких-то сочетаниях внешних воздействий и собственного настроения. Собака легче воспринимает не самые слова, а интонацию, с которой сказано слово, особенно если это сопровождается мимикой, жестом. Слова можно заменить звуком трубы, свистом, окриком, чтобы привлечь внимание собаки, а команду подать только жестом.
 Восприятие и безупречное выполнение приказаний закрепляется не сразу, нужны повторения, тренировки в постепенно усложняющихся условиях. Полезно использовать голос, свисток и жесты в различных комбинациях, но это обязывает дрессировщика последовательно закреплять ответную реакцию собаки и не приступать к разучиванию новой команды, пока не закрепится преподанное раньше. Иначе собаку можно сбить с толку, заставить нервно перенапрячься - задрессировать.
 Щенок в полуторамесячном возрасте уже различает поощрение и наказание, ласку и строгость и усваивает так прочно, что все это входит так сказать, в плоть и кровь будущего пса. Приучить к чему-либо собаку легче с раннего возраста, чем позже. Однако нельзя забывать о перегрузке - лишняя наука пойдет лишь в ущерб. Не следует щенка запугивать и заласкивать, что в равной мере позже повредит на охоте.
 Первое, что должен запомнить щенок,- свою кличку; к ней его приучают, используя ласково призывную интонацию, поощряя понимание лакомством.
 Одновременно с обучением призыву - кличке - можно приучать щенка выполнять команду «На место!», отдаваемую спокойно строгой, приказной интонацией. Что при этом требуется от щенка, нужно наглядно ему показать: оттащить за шиворот, подтолкнуть, а при упрямстве (но не при непонимании) - повторить команду и шлепнуть. За четкое выполнение команды следует поощрять ласковым голосом. Постепенно поощрение надо снижать, а требовательность исполнения повышать.
 За неделю-полторы кличку и команду «На место!» щенок должен усвоить твердо. Затем начинают тренировать реакцию щенка на эти слова в разных условиях: отзывая его от игры или с прогулки.
 С 2,5 - 3-месячного возраста обучение щенка полезно усложнить, используя мощный раздражитель - еду. Сначала усложняют сигнал позыва, примешивая к привычной кличке свисток, жест (рука медленно идет к колену) и призыв «Ко мне!» - для лаек, легавых, спаниелей. Для гончих позыв дается трубой и командой «Вались ко мне!» Эти новые сигналы легко и приятно ассоциируются собакой с наградой - кормежкой. Потом свисток (труба) и жест постепенно будут вытеснять словесную команду. Еще позже щенка упражняют на «позывистость» уже без еды - лишь за ласку или одобрение голосом.
 Одновременно с этим обучением отрабатывают и команды на «торможение». Выполняет их собака опять-таки перед миской с едою: для легавых и спаниелей - «Лежать!» (или «Даун!»), для гончих - «Стоять!», для лаек - «Сидеть!» Сначала «тормозят» собаку на несколько секунд, потом постепенно удлиняют срок до 2 - 5 минут. Разрешение на еду дают одобряющим голосом: «Возьми!», «Пиль!», «Можно!»; для гончих - «Дбруц!» (команда - по выбору, но постоянная). После того как щенок усвоит тормозящую и разрешающую команды, от него начинают требовать прекращения (перерыва) кормежки по команде «Брось!» или «Отрыщь!» (для борзых и гончих). Все тормозящие команды рекомендуется связать с жестом - поднятием руки кверху; закрепление их должно быть твердым: они пригодятся при полевом обучении.
 После того как выполнение тормозящих команд перед кормом станет привычным для щенка, его тренируют на призыв и торможение во время игры и прогулки. Но не надоедайте ученику частыми требованиями. Зато хвалите и поощряйте лакомством (кусочком сыра, сушки, печенья, сахара) за четкое выполнение приказаний.
 К 4 месяцам щенок довольно твердо узнает призывные, запрещающие, тормозящие команды. Настает пора приучать его «проситься» на улицу, чтобы он не пачкал в комнате. На это потребуется несколько дней. Иногда это удается сделать уже в 3-месячном возрасте. Надо проследить за только что наевшимся или проснувшимся щенком, особенно когда он настроен испражниться, и сразу вытащить его наружу со словами «Гулять, гулять!» А если вдруг щенок и оставит на полу след, то потыкать его носом, поругать и постыдить, все приговаривая: «Гулять, гулять!» При повторении греха можно и стегнуть и снова проделать то же самое.
 Когда щенок запомнит урок и начнет проситься, дело воспитателя похвалить и поощрить его.
 Последнюю команду, которую должен усвоить щенок до выхода в поле - это «Рядом!» или «К ноге!». К ошейнику щенок привыкает за несколько часов. Одергиванием поводка или ударом плетки пресекаются рывки собаки на поводке во время прогулки с приговоркой «Рядом!» или «К ноге!» После шестидесяти 15-минутных упражнений на поводке щенка уже можно водить около левой ноги без поводка, пресекая его стремление уходить теми же командами или легкими ударами плетки по морде.
 Вот и весь курс воспитания и обучения щенка до вывода его в поле.



Категория: Спутник начинающего охотника | (16.05.2012)
Просмотров: 1239 | Теги: собаки | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:
Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017