Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Справочник охотника

24. Управление охотничьим хозяйством
Положения и правила охоты

 Законы об охоте, издававшиеся в дореволюционный период, носили эпизодический характер. Они не отвечали требованиям науки и были направлены в основном на охрану частной собственности на землю, леса, охотничью фауну и другие природные ресурсы. В ряде случаев они охраняли привилегии на охоту вельмож, членов царской фамилии и крупных феодалов. Попытки охраны наиболее ценных животных не могли иметь успеха в силу ненависти населения в целом к царскому режиму и его законам.

 Основным исходным положением советского охотничьего законодательства является Закон о государственной общенародной собственности на землю, леса, недра и другие природные ресурсы. Запасы охотничьей фауны также являются общенародной собственностью. Они составляют государственный охотничий фонд. Как восполнимые природные ресурсы охотничьи животные подлежат рациональной эксплуатации. Запасы ценных диких животных при непрерывном росте их добычи должны увеличиваться. Это возможно при ведении охотничьего хозяйства на научной основе, с учетом общегосударственных интересов.

 При обширности территории и большом разнообразии условий ведения охотничьего хозяйства единого закона об охоте по Советскому Союзу нет. До сих пор действуют изданные Министерством сельского хозяйства в 1957 г. «Основные положения о производстве охоты и ведении охотничьего хозяйства». В союзных республиках действуют положения об охотничьем хозяйстве, отвечающие природным и экономическим условиям данной республики.

 В каждой союзной республике установлены свои правила и сроки охоты, в которых предусматривается рациональная эксплуатация охотничьих животных и в общегосударственных интересах.

 Принципиально новым организующим началом явилось постановление Совета Министров СССР от 11 мая 1959 г. «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства», в котором определены пути дальнейшего развития охотничьего хозяйства. В нем указано, что основной формой правильной организации охотничьего хозяйства является закрепление охотничьих угодий за государственными, кооперативными и общественными организациями, которые проводят на закрепленных за ними угодьях все необходимые мероприятия, направленные на увеличение количества полезных диких зверей и птиц.

 Для материальной заинтересованности организаций срок закрепления за ними охотничьих угодий установлен не менее 10 лет. Преимущественное право на дальнейшее использование угодий остается за закрепленными организациями. Право охоты на указанных территориях имеют только члены данного общества. Другие охотники допускаются к охоте по приглашениям или специальным разрешениям-путевкам. Закрепленным организациям предоставлено право самим устанавливать нормы отстрела в зависимости от запасов и плотности охотничьей фауны.

 Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане Советского Союза, состоящие членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. В районах промысловой охоты порядок предоставления права на охоту устанавливается советами министров союзных республик. Советским законодательством всякая охота на перелетных птиц в местах их постоянных зимовок запрещена с 15 ноября по 1 марта. Советам министров союзных республик предоставлено право изменять эти сроки в зависимости от местных условий в пределах 15 дней. Они также определяют территории, на которых назревает необходимость максимального сокращения количества лисиц, енотовидных собак, иногда разрешают на них охоту в течение круглого года.

 Лесная охрана в лесхозах и леспромхозах несет полную ответственность за охрану охотничьей фауны. Она обязана оказывать содействие организациям, за которыми закреплены охотничьи угодья на землях государственного лесного фонда, в осуществлении мероприятий по организации охотничьих хозяйств, охране и разведению полезных диких зверей и птиц. В производственных планах лесхозов и леспромхозов предусматриваются мероприятия по улучшению кормовой базы и водопоев, а также гнездовых и защитных условий для полезных зверей и птиц. При необходимости в штаты лесхозов и совхозов вводят должности охотоведов.

 Производственные охотничьи хозяйства обязаны проводить охотоустройство в своих хозяйствах и необходимые мероприятия по увеличению охотничьей фауны.

 Существовавшая в прошлом практика свободной торговли охотничьим оружием не способствовала борьбе с браконьерством, поэтому Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1963 г. предусмотрено усиление ответственности за нарушение правил охоты, а также порядка хранения и использования огнестрельного орудия. Проведение охоты без соответствующего разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, либо запрещенными способами влечет за собой штраф, изъятие орудий охоты, в отдельных случаях даже уголовное наказание. В судебном порядке с браконьера взыскивается сумма ущерба, нанесенного охотничьему хозяйству.

 Стрельба из огнестрельного орудия в населенных пунктах и в других не отведенных для этой цели местах, передача нарезного оружия другим лицам, уклонение от перерегистрации оружия, а также продажа или передача для проведения охоты гладкоствольных охотничьих ружей лицам, не имеющим охотничьих билетов, влечет административную ответственность в виде штрафа с изъятием оружия или без такового (если за эти действия не предусмотрено уголовное наказание).

 Административная и уголовная ответственность предусмотрена за продажу огнестрельного нарезного оружия лицам, не имеющим разрешения на его приобретение, продажу охотничьих гладкоствольных ружей лицам, не имеющим охотничьих билетов, за нарушение порядка хранения ведомственного огнестрельного оружия, повлекшего хищение, утрату его, а также за выдачу или использование этого оружия не по прямому назначению.

 В большинстве союзных республик разработаны и утверждены новые положения, предусматривающие мероприятия по улучшению ведения охотничьего хозяйства,усиление охраны и увеличение запасов охотничьей фауны. Этими положениями рекомендуются мероприятия по руководству охотничьим хозяйством и усилению борьбы с браконьерством, а также по оказанию практической помощи организациям, закрепленным за охотничьими угодьями. На основании этих положений в автономных республиках, краях и областях утверждаются правила ведения охоты и охотничьего хозяйства. Наряду с общими положениями эти правила устанавливают сроки и способы охоты с учетом местных условий.

 В разработке этих правил под руководством местной охотничьей инспекции принимает участие широкая общественность - представители охотничьих обществ и обществ охраны природы, сельского и лесного хозяйства, научных учреждений, а также отдельные специалисты - охотоведы и зоологи. Такие вопросы, как установление сроков охоты, видовые запреты и ограничения в способах охоты, нормы отстрела и план отстрела ценных зверей пересматриваются ежегодно с участием соответствующих научных учреждений и широкой общественности.

 Руководство охотничьим хозяйством по стране в целом в настоящее время возложено на Министерство сельского хозяйства СССР. В его структуре создано Управление по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству. При Управлении имеются кинологический совет и совет по охотничьему хозяйству.

 В союзных республиках, имеющих в своем составе автономные республики, края и области, руководство охотничьим хозяйством на местах осуществляется государственными охотничьими инспекциями при автономных республиках, край- и облисполкомах. В союзных республиках, не имеющих деления на автономные республики, края и области, руководство охотничьим хозяйством осуществляется штатом районных и межрайонных охотничьих инспекторов, за которыми закрепляются определенные административные районы.

 В большинстве республик руководство охотничьим хозяйством осуществляется республиканскими управлениями - Государственной охотничьей инспекцией (ГОИ). С функциями и методами руководства охотничьим хозяйством со стороны инспекции можно познакомиться на примере деятельности ГОИ Российской Федерации. Здесь они представлены более полно. Управление охотничьим хозяйством в РСФСР возложено на Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР (Главохота) и его местные органы.

 Главное управление:
  •  руководит работой государственных охотничьих инспекций при советах министров автономных республик, краевых и областных исполкомах; контролирует деятельность государственных, кооперативных и общественных организаций на территории РСФСР в части ведения охотничьего хозяйства; разрабатывает и утверждает мероприятия по развитию охотничьего хозяйства и принимает меры по обеспечению выполнения этих мероприятий;
  •  проводит работу по учету и воспроизводству охотничьей фауны, обследованию и устройству охотничьих угодий; проверяет правильность закрепления их за государственными, кооперативными и общественными организациями; осуществляет и другие мероприятия, направленные на сохранение, увеличение численности и улучшение видового состава охотничьей фауны;
  •  по согласованию с советами министров автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами устанавливает запрет на добычу отдельных видов зверей и птиц в целях охраны редких и ценных видов животных или в целях увеличения их численности до плотности, при которой их эксплуатация может быть рентабельной;
  •  определяет размер добычи по главным видам промысловых зверей и птиц; рассматривает проекты планов заготовок охотничьей продукции и представляет Совету Министров РСФСР заключения по ним, а также предложения по добыче лицензионных видов пушных и копытных зверей, изучает экономику и технику охотничьего хозяйства, принимает меры к развитию охотничьего хозяйства, оказывает техническую помощь колхозам охотничьих районов по вопросам ведения охотничьего хозяйства, осуществляет контроль за организацией и ведением охотничьего хозяйства;
  •  устанавливает порядок устройства охотничьих угодий, утверждает общие правила и сроки охоты; через государственных и общественных охотинспекторов, лесную охрану, милицию и сельские Советы депутатов трудящихся осуществляет охрану государственного охотничьего фонда; обеспечивает контроль за соблюдением правил и сроков охоты, правил заготовок продукции охотничьего хозяйства, за регистрацией охотников, сбором государственной пошлины и выдачей разрешений на право охоты (в целях усиления надзора Главохотой в административных районах организована Служба охотничьего надзора в лице районных охотоведов);
  •  осуществляет отлов, заготовку и сбыт диких животных с целью их расселения, выдает разрешение на отстрел и отлов зверей и птиц для научных, культурных ' и хозяйственных целей; осуществляет руководство и контроль за работой республиканских (АССР), краевых и областных обществ охотников; организует проведение мероприятий по истреблению хищников, наносящих вред сельскому охотничьему хозяйству; руководит работой по развитию охотничьего собаководства;
  •  дает заключения по проектам стандартов и технических условий на охотничье оружие, боеприпасы и предметы охотничьего снаряжения, а также утверждает в установленном порядке образцы и технические условия на нестандартизированные предметы охотничьего и рыболовного снаряжения, изготовляемые производственными предприятиями республиканских (ЛССР), краевых и областных обществ охотников; осуществляет контроль за выпуском охотничьего и рыболовного снаряжения.
 Деятельность Главохоты РСФСР выражается в настоящее время также и в руководстве собственными хозяйствами (госпромхозами), число которых с каждым годом увеличивается. С этой целью при Главохоте создано Управление госпромхозов.

 Важным участком работы главного управления является руководство деятельностью государственных заповедников. Через их сеть организуется научно-исследовательская работа, имеющая практическое значение в развитии лесного, сельского и охотничьего хозяйства, рыбной промышленности и других отраслей; осуществляется связь ГОИ с министерствами, ведомствами и научно-исследовательскими учреждениями по вопросам научной и культурно-просветительной деятельности заповедников, охране и защите лесов, по проведению необходимых лесоустроительных и противопожарных мероприятий в закрепленных за заповедниками лесах.

 В целях широкого распространения передового опыта главное управление проводит собрания актива, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады передовиков, даются руководящие указания управления. Здесь же обсуждаются вопросы деятельности управления, подведомственных охотничьих инспекций и заповедников. При Главохоте РСФСР создана коллегия под председательством начальника управления, которая рассматривает основные вопросы развития охотничьего хозяйства и работы заповедников. Созданы также научно-технический и кинологический советы, квалификационная комиссия по присвоению званий судей-экспертов специалистам по охотничьему собаководству.

 При советах министров автономных республик, крайисполкомах и облисполкомах имеется государственные охотничьи инспекции (ГОИ), которые в своей деятельности подчиняется как сове-там министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, так и Главохоте РСФСР.

 Государственная охотничья инспекция руководит охотничьим хозяйством на территории автономной республики, края, области и осуществляет контроль за правильным ведением этого хозяйства; проводит учет государственного охотничьего фонда и вносит в Совет Министров автономной республики, крайисполкома, облисполкома и в главное управление предложения по планам добычи промысловых зверей, птиц и организации охотничьего хозяйства на территории автономной республики, края и области; проводит работу по обследованию и устройству охотничьих угодий и вносит в Совет Министров АССР, крайисполкома, облисполкома предложения о закреплении охотничьих угодий, оказывает помощь колхозам охотничьих районов в организации охотничьего хозяйства, проводит расселение полезных зверей и птиц в соответствии с утвержденными планами.

 На основании общих правил и сроков охоты, устанавливаемых главным управлением, ГОИ представляет на утверждение Совета Министров АССР, крайисполкома или облисполкома местные правила о сроках и способах охоты на территории республики, края или области; осуществляет надзор непосредственно и через соответствующие организации за выполнением правил и соблюдением сроков охоты, организуя с этой целью общественные охотничьи инспекции; налагает в установленном порядке штрафы на заготовительные организации за скупку и хранение продукции незаконной охоты; направляет в следственные органы материалы на нарушителей правил и сроков охоты для привлечения их к уголовной ответственности; предъявляет к нарушителям правил и сроков охоты гражданские иски за причиненный ущерб государственному охотничьему фонду; дела о браконьерстве направляет в административные комиссии при исполкомах райсоветов и городских Советов для привлечения виновных к штрафу или другой административной ответственности.

 ГОИ осуществляет руководство и контроль за деятельностью республиканских (АССР), краевых, областных обществ охотников; надзор за соблюдением правил регистрации охотников и учетом охотничьего оружия, выдачей охотничьих билетов и сбором государственной пошлины, за выдачей разрешений на право охоты; организует проведение на территории автономной республики, края, области мероприятий по истреблению животных, наносящих вред сельскому охотничьему или рыбному хозяйству; представляет заявки на средства, необходимые для проведения упомянутых мероприятий и на выплату вознаграждений охотникам за истребление волков. Одновременно ГОИ контролирует правильность расходования указанных средств, руководит работой по развитию охотничьего собаководства; осуществляет руководство выводками, полевыми испытаниями, состязаниями и выставками охотничьих собак.

 Разрешения (лицензии) на добычу зверей и птиц на местах ГОИ выдает на основании лимита, устанавливаемого главным управлением, а также выдает разрешение на научную охоту научным работникам и специалистам местных учреждений и организаций.

 Государственную охотничью инспекцию возглавляет главный государственный охотничий инспектор, назначаемый Советом Министров автономной республики, крайисполкомом, облисполкомом по согласованию с начальником главного управления.



Категория: Справочник охотника | (31.05.2012)
Просмотров: 6350 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024