Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Рассказы о искусствах

Чудесная площадь
 Стройные линии зданий сливаются, в одно прекрасное целое. Все здесь безупречно, все согласованно. 

 Северную сторону Дворцовой площади составляет Зимний дворец. С запада - примыкает боковой фасад Адмиралтейства. Громадное полукружие Главного Штаба очерчивает южный конец, а в центре высится Александровская колонна. Все вместе заставляет думать о гениальном мастере, создавшем это архитектурное чудо. 

 А такого мастера никогда не было. Почему же и как разные архитекторы, в разное время застраивавшие площадь, сумели достичь такого художественного единства? 

 ЗОЛОТОЙ КОРАБЛИК. Мальчику еще и шести лет не исполнилось, когда отец устроил его воспитанником в училище при Академии художеств за государственный счет. А в 1782 году Андреян Захаров уже получил на выпускном экзамене архитектурного класса академии золотую медаль, дававшую право на поездку за границу для усовершенствования. 

 Проведя четыре года в Париже, под руководством виднейших архитекторов Франции, двадцатипятилетний зодчий вернулся на родину. В привезенной им характеристике было написано: «Как успехами своими в художествах, так и благоповедением заслуживает отменную похвалу». 

 Здесь же, в академии, его воспитавшей, Захаров начал свою самостоятельную жизнь. Девять лет он занимался преподаванием. А в 1801 году ему поручили выбрать места и составить проекты для строительства в разных губерниях военно-морских училищ. Зданиям, связанным с морской деятельностью страны, уделялось в то время большое внимание. Исполнились мечты Петра 1 - Россия прочно укрепилась на берегах Черного и Азовского морей, расширив свои торговые связи с Западной Европой. 

 Полтора года путешествовал Захаров по родной стране. Он любовался ее прекрасной природой, знакомился с национальным русским зодчеством. 

 Суровый Север, покоривший три века назад Аристотеля Фиораванти, одержал еще одну победу. Захаров пришел в восторг от его высоких церквей, властно возносившихся над горизонтальной застройкой изб, от дремучих лесов и темных глубин лесных озер. В средней полосе России молодого архитектора восхищали города, раскинувшиеся на берегах причудливо изогнутых рек, яркая роспись и резьба деревянных построек, многоцветная русская каменная архитектура. В 1805 году Захарову поручили перестройку Адмиралтейства. 

 Внешний вид старых адмиралтейских фасадов давно стал неприемлемым для центра великолепной русской столицы. Но перестройка была вызвана не только этим. Старая верфь не могла больше отвечать возросшим требованиям флота. 

 В основе проекта Захаров оставил старый план Коробова. Почти на 400 метров раскинулся обращенный к Невскому проспекту главный фасад, по 163 метра занял каждый из боковых. И все-таки длинные стены не стали ни скучными, ни однообразными. Все архитектурное оформление здания Захаров решил по-новому. Он сочетал гладь стен со строгими дорическими колоннадами, а в центре главного фасада поднял стройную башню, увенчанную шпилем с корабликом. 

 Захаров не стал разрушать старую деревянную башню Коробова. Она и доныне сохранилась внутри каменного футляра. Но конечно, новая башня была намного больше и выше старой. А над опоясавшей ее легкой ионической колоннадой вознеслись стройными рядами 28 статуй. Четыре времени года, четыре стихии - вода, воздух, земля и огонь, четыре ветра - южный, западный, северный и восточный смотрели на новый город над Невой. К ним присоединились покровительница кораблестроения, египетская богиня Изида, и богиня астрономии Урания. Сливаясь с архитектурой в единое целое, эти статуи еще острее подчеркивали неудержимое стремление ввысь, завершенное золотым корабликом шпиля. 

 Ниже колоннады, по четырем углам башни, уселись огромные фигуры четверых античных полководцев, в шлемах с высокими гребнями, а по бокам арки, ведущей внутрь Адмиралтейства, нимфы несут на поднятых руках громадный земной шар. Кажется, что они с трудом удерживают страшную тяжесть, но бестрепетным твердым шагом победительниц идут вперед. И полководцы и нимфы созданы талантливым питомцем академии, сыном гвардейского солдата, Феодосием Щедриным. Он вернулся из заграничной поездки на год раньше Захарова и теперь работал в тесном содружестве с архитектором, претворяя в камне его замыслы и наброски. Над аркой скрестили свои знамена крылатые Победы, а еще выше широкой лентой тянется рельеф работы скульптора Теребенева, изображающий основание русского флота. В центре сидит Россия, в виде молодой женщины с рогом изобилия и геркулесовой палицей. Повелитель морей, Нептун, вручает Петру свой трезубец в знак владычества над водной стихией, а летящая Слава несет над океаном русский флаг, осеняя окруженные морскими божествами корабли русского флота. 

 Много веков прошло с тех пор, как создавали вместе удивительные творения архитекторы и скульпторы древности и средневековья. Как и древнегреческие зодчие, Захаров удивительно сумел объединить скульптуру и архитектуру в единое целое. Строгость,простота и величие Адмиралтейства напоминают творения античных мастеров, и скульптура помогает раскрыть главный замысел архитектора - прославление военно-морского могущества России. 

 Корпус Адмиралтейства перед Зимним дворцом был готов и стоял в лесах, когда, в 1808 году, Александр 1 вызвал к себе Захарова и заявил, что фасад «отнимает вид из собственных его комнат на Неву», а потому должен быть сокращен. 

 Было бы бесполезно пытаться объяснить что-нибудь царю. Потрясенному архитектору пришлось приступить к слому части постройки на восемнадцать метров... 

 Этим, однако, вмешательство Александра в работу архитектора не кончилось. По проекту Захарова предполагалось окружить Адмиралтейство каналом с бастионами, пушками, гранитными берегами и «богато убранной решеткой». А император приказал бастионы снести, каналы засыпать и разбить у стен Адмиралтейства бульвар в виде длинных аллей. 

 Шестилетним мальчиком вступил под своды академии Андреян Захаров, и с академией была неразрывно связана вся его жизнь. Здесь он вырос, учился, здесь был избран профессором архитектуры, членом совета академии, старшим профессором. Здесь, в расцвете творческих сил, и застала его смерть. 

 В отчете академии за этот год записали: 

 «Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры Захарова, каковая потеря, по сведениям и дарованиям его, весьма для академии чувствительна. Опыты талантов его и вкуса достаточно представить может и одно, ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотой». 

 Здание Адмиралтейства было закончено в 1823 году. Западная часть Дворцовой площади была отныне оформлена. 

 Нет человека, хотя бы на день посетившего Ленинград, который не знал бы вознесенного над городом золотого кораблика, живущего уже третью жизнь. Он пережил петровское Адмиралтейство, сиял над коробовским и увенчал великолепную иглу Захарова...



Категория: Рассказы о искусствах | (21.09.2015)
Просмотров: 301 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017