Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Петроглифы

Первый след, похожий на птичий
 «Это выглядит так, будто по мокрому песку проскакали воробьи»,- недоуменно пожимали плечами ученые мужи в Европе, когда в 1788 году датский путешественник Карстен Нибур опубликовал копии странных клинописных знаков, которыми были испещрены обломки стен Персеполя, древней столицы персидских царей. 

 Но слишком точно и четко, с какой-то завораживающей целесообразностью были отпечатаны эти «птичьи следы», чтобы можно было так просто зачеркнуть сообщение Нибура. 

 Некоторые ученые - в первую очередь и сам Нибур - решили проникнуть в тайну «воробьиных следов». Однако прошло более двадцати лет - а персепольские знаки так и не были расшифрованы, хотя Нибур доказал, что это - письменность, и многие востоковеды уже перестали пожимать плечами и пытались наверстать упущенное время. 

 Клинопись оставалась загадочным шифром до тех пор, пока в 1802 году скромный учитель немецкой филологии из Геттингена, сын сапожника Георг Фридрих Гротефенд, никогда не занимавшийся историей Персии, не побился об заклад со своим другом, что прочтет персепольскую надпись. 

 И он действительно прочел ее. Прочел, не зная ни одного восточного языка, абсолютно не представляя, по каким лингвистическим законам выстроены эти «воробьиные следы», руководствуясь только строгой логикой. 

 Он прочел 9 знаков персепольской надписи, обозначавших имена и титулы персидского царя Ксеркса и его преемника Дария. Гротефенд дал науке ключ к расшифровке всей клинописи! Ключ к познанию тайн всей Западной Азии (как выяснится впоследствии, клинопись там была распространена повсеместно). 

 Но... 

 Геттингенское научное общество, позевывая, в три заседания выслушало сообщение профессора Тихсена, ознакомившегося с результатами работ Гротефенда (не могло же в самом деле всемирно известное общество выслушивать сына сапожника), после чего были изданы краткие тезисы этого сообщения... И все. Наука еще просто не была готова к такому открытию. 

 Прошло свыше тридцати лет. В 1837 году во время одной из служебных командировок английский дипломат, офицер и лингвист Генри Роулинсон увидел на отвесной скале Бистун, что высится у древней дороги в Вавилон, какой-то странный рельеф, окруженный клинописными знаками. Вися в веревочной люльке на высоте сто метров и поминутно рискуя жизнью, Роулинсон скопировал надписи. 

 Спустя девять лет Роулинсон издал книгу «Персидские клинописные знаки в Бистуне», где на всеобщий суд и обозрение представил копии Бистунской надписи и свой перевод их. 

 В отличие от доклада Тихсена, это сообщение произвело сенсацию. Дело в том, что за несколько лет до этого французский исследователь Ботта открыл близ Хорсабада первый ассирийский дворец. Эта находка буквально ошеломила научный мир. Толпы людей как на чудо смотрели на вывезенные в Европу памятники удивительного искусства, найденного в безжизненных песках - барельефы царей и воинов, богов и рабов, несущихся во весь опор бородатых лучников и копьеносцев, на гигантские изваяния странных чудовищ с туловищем быка, орлиными крыльями и человеческими головами. 

 И везде - на барельефах и статуях, на стенах древних дворцов - везде исследователи видели «воробьиные следы» клинописи... 

 Из тысячелетнего забвения вставала загадочная и великая цивилизация. Цивилизация столь древняя, что даже отцу истории Геродоту о ней, по сути дела, ничего не было известно, кроме сомнительных легенд.



Категория: Петроглифы | (09.09.2015)
Просмотров: 858 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024