Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Наша Сибирь

Не зная, что это невозможно...
 Возле Клуба юных техников - старый катер на сухопутье. 

- У вас что же, по совместительству Клуб юных моряков? 

- Думаем пристроить ребят и к этому делу,- утвердительно кивнул головой Вадим Юрьевич Шолохов, директор клуба.- Пока занимаемся восстановлением металлолома. Узнаем, что где-то собираются списывать суденышко. Предлагаем: пусть оно у нас немного поработает, потом запишем вам в сдачу вторсырья. Это маленький корабль, а за гаражом - шестнадцатиметровый. Будущий флагман. 

 На трех этажах клуба всяческие технические чудеса. Здесь тоже стараются как можно раньше выявить у ребят творческую, изобретательскую жилку. Принимают школьников с первого класса. Не рано ли? Судите сами: диплом юного изобретателя получил, например, второклассник Миша Забуга. Предложил шесть способов быстрой закачки бензина из бочки в канистры. Всякий ли взрослый знает хотя бы три способа? 

 В клубе целый парк моделей самолетов, как в авиационном конструкторском бюро. Модели смелые, я видел подобные только в журнале «Техника - молодежи» на рисунках к статьям, рассказывающим об авиации будущего. Есть и большой планер. Не модель - настоящий. 

- Будем летать,- уверен Вадим Юрьевич.- Строим также экраноплан для взлета с воды. Стараемся заниматься тем, что может увлечь ребят. Когда ученик не идет в школу, его ведут туда родители. Не удается им - за дело берется общественность, всякие комиссии содействия. Если и тут сорвалось, вмешивается милиция, и все равно недоросля учат. А у нас же клуб, ребята идут добровольно. И мы не ставим двоек. 

 Иной вполне взрослый, солидный дядя готов за автомашину заложить душу дьяволу. Таков уж наш век. Ну, а что говорить о ребятах? Водить машину - это же мечта! Но разве построить автомобиль собственными руками не вдвойне интереснее? Сам построил, сам сел за баранку. Вон по телевизору показывают такие самоделки, что диву даешься. В клубе начинают с моделей, и каких только нет: пластмассовые, металлические, электрические, управляемые по радио. Но строят и настоящие машины, микроавтомобили с двигателями, на которых можно гонять по автодрому, он тут же, рядом с клубом. А в одной из лабораторий увидел я снимок: академик Лаврентьев втиснулся в построенный ребятами автомобиль, сидит за рулем, и на лице его улыбка счастливого человека. 

 В лаборатории малогабаритной техники глаза разбегаются от множества непривычных машин. Каждая оригинальна, свое решение, чужие модели ребята не копируют. Есть комбайн для корнеплодов, для картошки в частности. Рыхлит землю, сажает, обрабатывает междурядья, копает. Остается только научить его собирать урожай. Трактор, какого пока нет на полях. Делается по заказу института, предназначен для обработки небольших участков. Универсальная машина со штыревым плугом, не оборачивающим пласта. 

 Почти тысяча ребят с изобретательской жилкой и золотыми руками способны заполнить своими изделиями не какие-то три этажа, а целый небоскреб. И описаниями их работ можно занять полкниги. Я не запомнил названия всех лабораторий. Среди них оказалась даже лаборатория технической эстетики. Возможно, она развивает у ребят способности дизайнеров, конструкторов, художников, умеющих придать техническому изделию красоту, привлекательный вид. Здесь они с увлечением занимаются художественной обработкой металла. Любят чеканку. «Охоту на мамонта» выполнил Дима Хохлов, ему 14 лет. 

- Браконьеры каменного века! - смеется Шолохов. 

 Мотивы чеканки - от Ермака до космоса. Вот острог, город-крепость землепроходцев, автор - четырнадцатилетняя Петухова Нина, руководитель Козлова Люда. Работы художницы и чеканщицы Максимовой Жанны среди других показывали на выставке в ФРГ. 

 Клуб участвовал в нескольких международных выставках. Роторный снегоочиститель, а также, автосамокат, сделанные ребятами, были особо отмечены в Венгрии, Италии, Мексике, Перу. 

 Вадим Юрьевич в клубе около двадцати лет. Изменились ли за эти годы увлечения ребят? 

- У-у, естественно! Раньше были кружки токарей, слесарей, столяров. «Юный токарь», «Юный слесарь»... Теперь таких у нас практически почти нет. 

 Что он говорит? Страна нуждается как раз в токарях, слесарях, столярах! 

- Возьмите, скажем, наш кружок экспериментальных моделей. Там обязательно есть и столярное, и слесарное дело, и сварка, и уж не знаю, что еще. Кружки из чисто технологических превратились в творческие. Чтобы сконструировать любую оригинальную модель, надо ее придумать, суметь обработать железки, спаять какие-то проводники, иногда подключить электронные элементы. Это уже творческая конструкторская задача... 

- Которая, как я понимаю, предполагает... 

- ... владение всеми столярными, токарными, слесарными навыками. У нас в клубе разные направления. Возьмем, к примеру, лабораторию физического эксперимента. Это уже «рядом с наукой». Ученый приходит, предлагает ребятам: попробуйте-ка сделать такую конструкцию. Объясняет какую. Те стараются, не зная, что сделать это невозможно, во всяком случае, пока еще никому не удавалось. 

- Простите! Выходит, ребята будут зря стараться? Не очень-то педагогично! 

- Академик Будкер, помню, рассуждал: мы, физики, понимаем, что такое-то явление физически невозможно. Но мы об этом не говорим инженерам. Собираем их: товарищи, надо сделать вот такую штуку. Те задумались, почесали бороды - и, глядишь, сделали. А потом мы, физики, ломаем головы, как же это объяснить? 

 Меня рассказ об академике Будкере не очень убеждает. Инженеры - другое дело, народ знающий, творчески мыслящий, ремесленники с наукой не срабатываются. Собеседник, похоже, угадывает мои сомнения. 

- Плазменного двигателя, как такового, в мире пока нет. Но вы можете увидеть. его у нас. Он работает. Реактивный плазменный двигатель. 

 Я знаю, что такой двигатель - дело далекое, ученые считают: может быть, где-то в девяностых годах... И вдруг - «можете увидеть». 

- Без шуток: наш плазменный двигатель существует и работает. Мы не говорим о его практической экономичности, которой добиваются ученые. Важен принцип: наша микроракета начинает двигаться, приводимая в движение плазменным разрядом. Это факт. Хотите взглянуть? 

 Я побоялся выглядеть пещерным человеком, увидевшим велосипедиста. Качать головой с видом знатока? Поверю на слово. Но что же ученые? 

- Понимают несовершенство нашего двигателя, но как им не оценить ребячью дерзость и башковитость?! А вообще-то разное бывает. Лет десять - двенадцать назад действовала у нас выставка «Сибирский прибор». Михаил Алексеевич Лаврентьев водил туда гостей, сам все объяснял. Но вот он обратил внимание на неказистый прибор. Спросил: что еще за зверь? Я говорю: электрофотометр. А Нестерихин, нынешний академик, перебивает: позвольте, у нас в стране электрофотометры выпускает единственная фирма. Нет, говорю, еще и фирма КЮТ. Проверили - работает наш электрофотометр. 

 Наслушавшись рассказов о чудесах, вспоминаю, что в КЮТе есть свои астрономы. Так не скромничайте, Вадим Юрьевич, не скрывайте, может, им уже удалось установить связь с внеземными цивилизациями? 

- Пока нет. Но вопросы эти ребят интересуют. Приглашаем ученых, которые объясняют различные надземные, земные, подводные таинственные явления. Вообще-то наши астрономы занимаются полезными, нужными делами. Задания им дают разные астрономические объединения. Ребята опубликовали свыше сотни сообщений в журналах, в том числе в академических, например, о переменных звездах, о серебристых облаках. 

- А Тунгусский метеорит? Слышал, вы и с этой проблемой связаны? 

- Связаны? Не то слово. Мы бывали на Подкаменной Тунгуске, в Ванаваре, в тех местах, где в 1908 году произошла эта загадочная катастрофа, причины которой полностью не объяснены до сих пор. Тунгусским метеоритом занимаются немало ученых. Мы примыкаем к экспедициям как группа по атмосферным наблюдениям. Пытаемся оценить термолюминесценцию почвы на месте предполагаемого падения-взрыва. Набрали там мешки земли, привезли, смотрим, светится ли она? Для наблюдения сами создаем приборы, те же фотометры. Если засветится - можно делать выводы. Какие - я не берусь судить, вам лучше бы поговорить с ребятами. Впрочем, сейчас их в клубе нет, они собираются на Подкаменную Тунгуску. Это будет наша шестая экспедиция в «страну тунгусского дива». 

- В какие же сферы КЮТ еще не проник? В соседние галактики? Смеется... А когда Вадим Юрьевич смеется, глаза превращаются в узенькие щелочки, сквозь которые излучается умное лукавство. Кожаный пиджак ладно сидит на спортивной фигуре. Да вон и значок: «Мастер спорта СССР». Оказывается, водно-моторный спорт - гонки на воде. А это характер и смелость. И еще техника, знание мотора. По образованию Вадим Юрьевич конструктор, в КЮТе начинал с руководителя кружка. 

- Если всерьез, одна из наших важных сфер - автоматика и кибернетика. Решение технических задач с помощью электронно-вычислительных машин. Простое программирование для нас уже пройденный этап. Сейчас мы как бы играем с ЭВМ. Она нам загадывает, мы ей. Иногда она задумывается, отвечает, что задача некорректно поставлена. Иногда даже грубит, отвечая латинскими буквами на хорошем русском языке. 

 Говорят, у нас в стране примерно две тысячи клубов юных техников. Не исключаю, что новосибирский КЮТ среди них - один из лучших, но ведь и в остальных творят, выдумывают, строят. 

 Пусть не все ребята станут конструкторами и изобретателями. Однако уж наверняка из них не вырастут болтающие о высоких материях неумехи, которые, забивая гвоздь, бьют молотком по пальцу и для замены перегоревшей пробки вызывают электромонтера. Во всяком случае, среди моих знакомых, людей почтенных, и, как говорят, «на возрасте», таковые встречаются. Не так редко.



Категория: Наша Сибирь | (01.08.2015)
Просмотров: 772 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024