Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Наша Сибирь

Энергетическая галактика
 Ленин и его спутники, возвращавшиеся из Шушенского, ожидали в Ачинске поезд Иркутск - Петербург. Владимир Ильич, не терпящий бездействия, разыскал в маленьком городке сестру революционера Петра Красикова, чтобы договориться с ней о доставке нелегальной литературы. 

 Нет и следов того деревянного вокзальчика с тусклыми керосиновыми фонарями, где поезд Иркутск - Петербург принял пассажиров из Шушенского. Новый вокзал обещает встречу с большим городом. Я как-то приехал сюда вечером: море света сквозь почти сплошное стекло изящного здания. Поблизости погромыхивал трамвай. А мне вспомнилось вдруг щелканье пастушеского бича: прежде стадо гоняли по главной ачинской улице, где его поджидали хозяйки, болтавшие на завалинках деревянных домишек. 

 В Ачинске транссибирская магистраль ответвляет дорогу на юг, к Минусинску, к Саянскому комплексу, и на север, в лесные края, к устью Ангары. 

 Да, Ачинск большой город. Он возводит высотный Дом Советов, застраивает микрорайон за микрорайоном. Его промышленность в прошлом была представлена кирпичным, пивоваренным, кожевенным заводами да мельницей. Теперь в числе многих предприятий - мощный нефтеперерабатывающий завод, снабжающий край дизельным топливом, мазутом, высококачественным бензином. 

 Именно Ачинск построил первый в стране крупный глиноземный комбинат. Глинозем? Глина, земля? На самом деле это ценнейшее сырье для производства алюминия, и получают его ачинцы из нефелинов. Я рассказывал, как отложили стройку Красноярской ГЭС из-за того, что не нашли залежей бокситов. Так вот, их заменили нефелины, которых в Сибири достаточно. Ачинск шлет сырье Красноярскому алюминиевому заводу, получающему энергию Красноярской ГЭС. 

 Местная индустрия, кроме глинозема и соды, кроме цемента и поташа, поставляет стране металлоконструкции, домостроительные панели. Ачинск стал городом металлургов, энергетиков, нефтехимиков. Дальнейшие перемены в судьбе одного из прежних сибирских «городков Окуровых» связаны с Канско-Ачинским топливно-энергетическим комплексом. 

 Ачинск на западном крыле КАТЭКа. На восточном - Канск. Пример-но посередине - Красноярск. И на всем этом протяжении залежи угля. Общая длина бассейна - 800 километров. Его запасы - более 600 миллиардов тонн, причем около четвертой части залегает мощными пластами на небольшой глубине, доступной для добычи открытым способом. Это фантастическое богатство!

 Железные дороги связывают Ачинск с городом Назарово, с городом Черненко, в первых микрорайонах которого наиболее нетерпеливые видят черты будущей столицы угольного края. 

 Некоторые сибирские электростанции не один десяток лет работают на бурых углях бассейна. Но возить их на дальние расстояния не всегда выгодно. Они сильно увлажнены, на морозе смерзаются, а в летнюю жару могут самовозгораться. Поэтому генеральная линия развития КАТЭКа: использовать уголь на месте добычи. Часть сжигать на сверхмощных станциях и транспортировать получаемую при этом энергию, часть перерабатывать в облагороженное твердое и, что важно, бездымное топливо, удобное для перевозки, часть использовать для получения жидкого горючего. 

 Я видел, как в Назаровском разрезе КАТЭКа действует великан-экскаватор ЭШ 100/100. Его ковш зачерпывает сразу сто кубометров грунта или угля. Вторая «сотка» означает длину «руки» - стрелы этого великолепного шагающего землекопа, созданного для сибиряков «Уралмашем». Монтируются громадные роторные машины, добывающие более пяти тысяч тонн угля в час. КАТЭК получил также экскаваторы красноярского машиностроительного гиганта. 

 Дешевое топливо будут превращать в дешевую энергию электростанции, подобные сооружаемой Березовской ГРЭС № 1. Мощность - как у гидростанции в Саянах, выработка энергии больше, чем у Красноярской и Саяно-Шушенской вместе взятых. Впервые в стране уголь - а его потребуется десятки тысяч тонн за сутки - пойдет от разреза к электростанции не в вагонах и автомашинах, а по лентам конвейера. 

 Березовская ГРЭС расположена отнюдь не в бесплодной солончаковой или каменистой степи. Здесь приветливые березовые перелески, по горизонту - таежные сопки. Да и в других местах уголь лежит под лесами, голубыми озерами, веселыми речками, привольными лугами. Это хлебородные черноземные земли. Прежде чем рыть котлован электростанции, их слой сняли и уложили на хранение. 

 Как же примирить природу с недалеким будущим бассейна - с колоссальными угольными разрезами, горами снятой по дороге к углю земли, с дымом труб, отвалами золы и шлака, с неутолимой жаждой тепловых гигантских агрегатов? 

 Угля хватит для десятков ГРЭС. Но сколько их можно построить, чтобы рождение энергии не вызывало оскудения природы? Пока говорят осторожно: несколько. Энергетические галактики, подобные КАТЭКу, не создавались еще нигде в мире, и на чужой опыт рассчитывать не приходится. Исследования продолжаются, очень тщательные и обширные - просчитаться опасно. Сибирь у нас одна, Сибирь надо беречь. 

 Ближайшие годы угли КАТЭКа будут главным образом питать топки мощных электростанций. Но уже создаются первые опытно-промышленные установки для производства синтетического жидкого топлива. Переработка на месте будет означать превращение угля не только в энергию, но и в полукокс, в заменители мазута, моторного топлива, в так называемый синтез - газ, который в свою очередь позволяет получать ценные химические продукты. 

 По первоначальным замыслам предполагалось превращать в энергию весьма значительную часть угля КАТЭКа и направлять ее на Урал, в европейскую часть страны. Однако научно обоснованная Энергетическая программа, разработанная на длительную перспективу, предусматривает ускоренное развитие ядерной энергетики центральных районов. Выяснилось также, что для глубокой переработки, для получения искусственного жидкого топлива, можно использовать на месте примерно половину канско-ачинских углей. Наконец, надо учитывать потребности новых энергоемких производств, размещаемых главным образом в восточных районах. 

 Таким образом энергетическая галактика как бы уточняет свое место и значение в жизни страны на исходе нынешнего века и в начале будущего. 

 А теперь вспомним: ее западное крыло - там, где в канун ХХ столетия поезд, идущий из Иркутска в столичный Петербург, останавливался на станциях, освещаемых тусклыми керосиновыми фонарями...



Категория: Наша Сибирь | (01.08.2015)
Просмотров: 754 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024