Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Надежды зеленого дома

Земля - твоя планета

 Буржуазная общественная наука отреагировала на необходимость «мыслить и действовать в планетном аспекте» по-своему. Появилась целая серия концепций «экологического сознания человечества», «экологической этики», «биоэтики» и даже «экологической религии». Одновременно, как бы в противовес этим концепциям, резко оживилась дискуссия о «вечном проклятии» человека творить зло, о биологической обусловленности его аморальности и безнравственности, усилились обвинения в адрес естествознания и техники и т. д. Выдвигаются требования гуманизации науки, выработки политических решений важнейших проблем общества, таких, как здравоохранение и загрязнение окружающей среды.

 Утопичность, противоречивость и даже реакционность многих из этих концепций и требований очевидны. Однако очевидно и то, что в совокупности своей они отражают определенный надлом в характере буржуазного мировоззрения, хаотичный поиск концепции мира, которая строилась бы на основе нравственного отношения к природе, учитывала географический, экологический, экономический и политический аспекты бытия людей на планете Земля, иначе, чем ныне, отражала бы фактор времени, предполагая ответственность людей перед будущими поколениями. Другими словами, концепции мира, исходящей из принципа единства человека и природы. 

 Собственно, новой такую концепцию мира можно назвать лишь с большой натяжкой. Действительно новой она была около двухсот лет тому назад. И Кант, и Фихте, и Шеллинг, пусть в сфере духа, пусть идеалистически, но восстанавливали единство человека и природы. Гегель в своей «Философии природы» наиболее глубоко и последовательно обосновал это. И наконец, К. Маркс «материализовал» такую концепцию, связав ее с конкретной практикой людей, и лаконично выразил в словах: «Природа есть неорганическое тело человека». Следовательно, враждебность, безнравственность по отношению к природе - это враждебность, безнравственность и по отношению к человеку. 

 Буржуазная общественная мысль, конечно, не может «заметить» то важнейшее обстоятельство, что новое от-ношение к миру в первую очередь предполагает новые формы человеческого владения этим миром. Ведь каким бы участком Земли человек, группа людей, нация ни владели, они владеют частью общечеловеческого достояния - природы Земли. Они не могут, не должны быть собственниками своих владений. Говоря о земле, включенной в сельскохозяйственный оборот, Маркс отмечал: «Даже целое общество, нация и даже все одновременно существующие общества, взятые вместе, не есть собственники Земли. Они лишь ее владельцы, пользующиеся ею, и, как добрые отцы семейства, они должны оставить ее улучшенной последующим поколениям». Думается, сегодня эти слова можно отнести ко всей нашей планете. Земля, ее природа - собственность всего исторически существовавшего, существующего и грядущего человечества. 

 Ответственность перед будущим должна заставить людей перспективно оценить современное природопользование. До сих пор каждое поколение, жившее на нашей планете, стремилось передать потомкам природу как можно более освоенной, переработанной в вещи, в богатство. Непоколебима была вера людей в благодарность из грядущего... И исчезали с лица Земли некогда могучие государства, гибли целые цивилизации, терялся бесценный исторический опыт человечества. Оставались желтые пески на месте некогда благодатных земель Междуречья и Карфагена, выжженные солнцем до минерального слоя склоны гор на месте сказочных лесов Ливана, дикая сельва на площадях великих городов инков и майя. Оставались громадные проблемы для последующих поколений. Расширение пустынь, исчезновение ценных видов животных, гибельное наступление эрозии, принимающее почти континентальные масштабы, - вот лишь некоторые результаты бездумной, безоглядной эксплуатации природы. А ведь это результаты деятельности человека, располагавшего лишь весьма примитивными средствами труда, во всяком случае, никак не сравнимыми с тем, что дала людям современная научно-техническая революция! 

 Новое отношение к миру предполагает и новый взгляд человечества на самое себя, взгляд не через призму «мое», а через призму «человеческое». А чтобы выработать такой взгляд, надо прежде всего положить конец безнравственной практике, когда в одном краю планеты богатства природы и таланты людей растрачиваются на фабрикацию излишеств, а в другом - не находится сил и возможностей справиться со свирепствующими болезнями, голодом, нищетой; когда все самое ценное, самое лучшее, что создается человеком и что представляет ему природа, оборачивается в первую очередь против него же в виде разнообразнейших средств уничтожения; когда люди действуют на лоне природы по принципу «после нас - хоть потоп». Не слишком умно полагать, что человечество всегда останется расчлененным, разделенным на группы, замкнутые в узких рамках границ и предрассудков. Когда эти рамки будут разорваны, люди смогут окинуть свободным взором всю Землю, и чем больше ее богатств сохранится, тем надежнее будет фундамент грядущего расцвета человечества и его планеты. 

 Нравственное отношение к миру земной природы обязательно должно оказать огромное влияние на те представления о роли человека и его разума во Вселенной, которые так долго сводились к элементарному антропоцентризму. Постепенно, шаг за шагом наука раздвигает границы нашего непосредственного восприятия природы и нашего мироощущения. «Мы начинаем ощущать во всем ее подлинном величии значительность для всего земного бытия как перемещений отдаленных небесных тел, так и действий их посланников - радиаций». 

 А. Л. Чижевский, которому принадлежит приведенная выше фраза, посвятил свои работы исследованию связи жизни на Земле с космическими процессами, в частности, с активностью нашей звезды - Солнца. Понимание этой связи, кажущейся ныне очевидной, прошло гигантский путь, известной отправной точкой которого можно считать геоцентрическую концепцию Птолемея. Но еще больший путь выпал на долю научных представлений о самом человеке, о его месте в системе земной природы и всей Вселенной. 

 «Если человек есть центр Вселенной, то для него естественно ставить превыше всего свои личные интересы, не смущаясь даже множественностью таких «центров»,- резонно отмечал ученик и последователь В. И. Вернадского академик Н. Г. Холодный. Исторический процесс - лучший свидетель того, что эти теоретические представления выступали основой не просто отдельных практических действий, а всей человеческой жизнедеятельности. Если хомо сапиенс - центр мироздания, значит, он превыше всего, значит, все остальное - ниже его, значит, он волен диктовать этому остальному свои условия и т. п. Еще раз подтверждается правота физика Больцмана, сказавшего, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. 

 Академик Холодный, проанализировав истоки антропоцентризма, обусловленный этим миропониманием колоссальный урон природе и человеку, а также новые достижения науки и общественного прогресса, пришел к выводу, что в науке, в искусстве, в морали, в общественных и политических отношениях - всюду на наших глазах происходит постепенное отмирание антропоцентризма и всюду пробиваются ростки нового мировоззрения... Он назвал его антропокосмизмом. 

 Важно, прежде всего, то, что это новое миросозерцание отличает подлинно коммунистическая нравственность. Антропокосмизм принципиально оптимистичен и исходит из того, что дом человеку - весь мир, сад его - вся Земля. Человек живет и творит свободно, наравне с другими такими же свободными людьми. Он во всей полноте одарен благороднейшим качеством сострадания и жалости к природе, заботы о ней. Он по-новому осознал свою историческую роль в природе, тот факт, что именно в нем достигла природа столь высокой степени эволюции, на которой главенствующее значение в ее развитии начинают приобретать разум, свободная воля и нравственные идеалы. Он проникнут сознанием необходимости дружеского участия в жизни других людей, стремлением помогать другим людям. Он не мир приспосабливает, заставляет служить себе, он сам живет и трудится для всего мира. 

 В основном идеи Холодного повторяют положения молодого Маркса. Но примечательно другое. Примечательно то, что Н. Г. Холодный, как и В. И. Вернадский, пришел к этим идеям путем не философии, а естествознания, что еще раз подтверждает истинность коммунистического мировоззрения, вмещающего в себя неотъемлемой частью и нравственный момент отношения к природе. Наши идеалы действительно идут в унисон с естественным процессом. 

 Конечно, не просто, не само по себе утверждается во всех аспектах, целиком и полностью, новое миропонимание. Закон инерции не распространяется на такие нематериальные «вещи», как убеждения, представления, привычки, но порой кажется, что именно здесь, в сфере духовной, инерция наиболее велика, ощутима. И поэтому бывает так, что отвергнутое и развенчанное самой жизнью, всеми признанное негодным и, главное, ненужным, продолжает жить в сознании и поведении некоторых людей. 

 «Закон» этой нематериальной инерции невольно приходит на ум, когда дело касается нравственного отношения к природе. Такая «инерция» не погаснет сразу. Ее преодоление - дело не одного дня и не одного года, но дело абсолютно необходимое для всех, живущих на Земле, и тем более для тех, кто будет нам сменой. В эпоху, когда человечество совершает исторический переход к коммунизму, когда овеществленные силы человеческого знания уже сравнимы с силами природы, становится настоятельным требованием, чтобы нравственные, моральные качества человека не отставали в развитии от его «технической» мощи. Освоив и обжив всю планету, вырвавшись в космос, превращая процессы производства из простых процессов труда все более в научные - используя науку в качестве непосредственной производительной силы, - человек должен быть подготовлен к разумному применению своих великих достижений. Нравственное отношение к окружающему миру - это свидетельство такой подготовленности, практическое выражение осознания единства человека и окружающей его природы.




Категория: Надежды зеленого дома | (15.03.2015)
Просмотров: 416 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017