Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Надежды зеленого дома

Земля - твоя планета

 Вот это понимание всеобщей универсальной значимости природы для развития любого общества и для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе общественных и индивидуальных ценностей, думается, и может стать тем фактором, который позволит человеку разумно соразмерять необходимость и возможность нанесения ущерба природе во имя общественного интереса. 

 Но каждый из живущих на Земле представляет перед природой не только свое общество, а и себя самого, когда борется за свои личные интересы и во имя этих личных интересов определенным образом воздействует на окружающую среду. Он может воздействовать положительно, когда его миропонимание правильно отражает значение и ценность природы, когда он стремится беречь ее как действительно свое «неорганическое тело». Такой подход отвечает и интересам всего человечества, и объективным интересам общества, и личность выступает здесь с позиций нравственности и по отношению к обществу, и по отношению к природе. Однако бытует и другой подход, когда человек в своих действиях на лоне природы, по сути дела, противостоит обществу, противопоставляя личные интересы общественным, игнорируя последние, выступая как расхититель богатств природы. Он стремится самодеятельно присвоить и потребить какую-то часть общего достояния, причиняя ущерб и обществу и природе. 

 Наиболее ярко это явление выступает в капиталистических странах. «В нашем мире все стремятся так или иначе либо обойти природоохранительные законы, либо избежать наказания за их нарушение... То, что мы делаем, говорит о моральной и этической деградации»,- печально заметил американец Уильям Дуглас, автор книги «Трехсотлетняя война», в которой приводятся весьма красноречивые примеры упорной борьбы частного интереса с интересом общественным, борьбы, в которой основные потери несет природа. 

 Однако стремление обойти законы об охране природы наблюдается иногда и в социалистических условиях. Я имею в виду прежде всего браконьерство, которое представляется крайне безнравственным отношением определенной личности к природе и обществу, формой наглого, откровенного воровства у народа. Если такие «личности» получают возможность развернуться, в них просыпается хищник, который и силой оружия готов смести с дороги все, что мешает ему грабить природу. Каждый из нас, наверное, не раз читал в газетах и журналах о попытках браконьеров обойти закон, обмануть охотинспекцию, а то и просто отбиться от инспекторского досмотра. Советский закон сурово карает таких «охотников» или «рыболовов», но вот что удивительно: многие из них совершенно убеждены в том, что критерии нравственности для оценки их деятельности не имеют никакого смысла. Элементарные моральные нормы, оказывается, пока еще не у всех наших сограждан служат регулятором отношения к миру природы. Это вызов не столько природе, сколько обществу, ибо действия браконьера - всегда грубое попрание нашего закона. 

 Иногда схваченный за руку браконьер начинает пространно рассуждать примерно так: «Не с тем воюете-то. Вон тот завод в прошлом году сбросил в реку ядовитые отходы и на сто верст отравил всю рыбу. Белым-бело ее тут плыло! Вот где главные преступники-то! А я что! Подумаешь, двух осетров взял!» И порой даже люди, не имеющие отношения к рыбалке и охоте, рассуждают так же. 

 И браконьер, и его невольные адвокаты здесь правы и неправы одновременно. Да, действительно, бывает так, что предприятие наносит ущерб природе, что головотяп-руководитель своими действиями - которые он, конечно же, будет оправдывать объективными обстоятельствами! - обусловливает крупные потери общественного богатства. Но принять это головотяпство как аргумент для оправдания индивидуального хищничества - это примерно то же самое, что принять точку зрения жулика, который берет у своей совести как бы разрешение на махинации... потому что «другие жульничают». Чужое преступление никому и никогда не служило, не служит и не может служить оправданием. Браконьерство, любое расхищение природы должно рассматриваться как посягательство на общественное достояние, как антиобщественный поступок. 

 Разумеется, в условиях социализма, когда весь уклад, образ жизни общества являются предпосылками для формирования истинного человеческого, разумного взгляда на мир, подобные явления не могут в конце концов не быть искорененными полностью. Но от этого они не становятся менее опасными сегодня. Ибо всегда несут на себе печать старого, хищнического миропонимания, всегда связаны с грубым, волюнтаристским отношением к миру, с невежественным потреблением его богатств, с низкой нравственной культурой. А человек, не выработавший в себе нравственного отношения к окружающему миру, отношения, при котором превосходство над остальной природой используется людьми не для подавления, но для возвышения ее, такой человек будет стремиться лишь «потребить» природу. Мы сохраним для грядущего гораздо больше богатств и возможностей прогресса, если уже сейчас каждый поймет, что будущее наследует после нас не только производительную мощь, социальный порядок и определенный духовный багаж, но и естественную основу дальнейшего общественного прогресса. От того, в каком состоянии оставим мы эту основу, в решающей степени зависит жизнь людей будущего. Наши сегодняшние действия так или иначе предопределяют грядущее процветание Отчизны, счастье и благополучие ее граждан, существование всего человечества. В этом смысле нравственная ответственность за сохранение мира природы выступает действительно безграничной. 

 Все это по-новому ставит проблему нравственного воспитания, такой подготовки человека, которая позволила бы ему взглянуть на окружающий мир новым взглядом - взглядом не постоянного соперника, а рачительного хозяина, понимающего, что он обретает власть над природой в той же степени, в какой сам покоряется природе. В таком воспитании, бесспорно, решающую роль должно сыграть просвещение, массовое изучение вопросов природопользования и охраны природы. Вот почему нельзя не порадоваться, что наши школы и вузы разворачивают все более широкую пропаганду экологических знаний, вводят факультативные и специальные курсы по изучению основ науки о биосфере. Дневнички фенологических наблюдений, которые ежедневно ведут школьники младших классов, играют в этом смысле совсем не маленькую роль. Больше стали обращаться к проблемам природопользования художественная литература, живопись, газеты, кино, радио и телевидение. В стране постепенно создается атмосфера повышенного внимания к природе. 

 Конечно, не просто нравоучениями, книгами и картинами формируется истинно человеческое отношение к природе. Способность быть разумным хозяином окружающего мира воспитывается, как и все черты личности, прежде всего другими людьми, их практическими действиями, их отношением к природе. Все мы обусловливаем поведение наших ближних своим собственным поведением, их нравственность нашей нравственностью. Все мы - учителя и наставники друг другу. 

 Особая ответственность за нравственное отношение общества к природе ложится на плечи ученых. И не только потому, что они всегда находятся на передовых рубежах взаимодействия людей с природой и как бы олицетворяют великую мощь человеческого разума. Ученые в значительной мере определяют формы не только практического, но и теоретического отношения людей к природе, те установки, которыми мы руководствуемся в каждом своем поступке. Ведь именно результаты, достигнутые в развитии науки - сферы деятельности ученых, - позволяют обществу наиболее точно обосновать свои задачи и цели, наметить эффективные и наименее вредоносные для природы пути их достижения. Поставленная на службу народу, используемая в благородных целях наука открывает сегодня небывало широкие и обнадеживающие перспективы гармонизации взаимодействия людей и природы. Новые виды энергии и новые методы ее использования, новые материалы и новые возможности их обработки, новые продукты питания и новые пути их получения - все это надо считать материальной основой изменения отношения человека к природе, его нового взгляда на нее, лучшего понимания ее многообразной и непреходящей ценности. 

 Именно наука показала людям, что «живая природа» может быть использована в человеческих интересах с неменьшей эффективностью, чем многократно преобразованная трудом «косная природа» - машины, многосложные устройства и т. п. Так, например, в горном деле возникло новое направление - геотехнология, которая с помощью... бактерий, по сути дела, повторяет процессы природы в «обратном» порядке. Учитывая, что некоторые микроорганизмы способны накапливать в себе определенные химические элементы в больших количествах, ученые берут бактериальные растворы, закачивают их в пласт руды, содержащей тот или иной металл, а точнее - прокачивают через пласт, и затем собирают в емкости. При переработке таких «отработанных» растворов получают химически чистый металл. Таким путем можно разрабатывать самые бедные залежи, полностью автоматизировать процесс подземных работ. При этом совершенно не нарушается поверхность Земли, нет пыли, вредных отходов, терриконов и обвалов - закачал раствор в одну скважину, выкачал из другой. Опыты по применению геотехнологии проводятся и у нас в стране и за рубежом. В Японии даже специально разводят моллюсков, которые накапливают содержащийся в морской воде ванадий в таких концентрациях, что его «добыча из моллюска» становится экономически целесообразной. 

 Показывая человеку неисчерпаемую «изобретательность» природы, открывая новые силы в биосфере и новые возможности применить эти силы, наука убеждает человечество в принципиальной необходимости и, прямо скажем, - выгодности гармонизировать его взаимодействие с природой. Одновременно становится все более ясным, что многие из ныне существующих технологических процессов обеспечивают обществу вековые потери ради однодневных приобретений. 

 Вместе с тем, отмечая выдающуюся роль науки и ее представителей в улучшении организации природопользования, в создании фундамента новых отношений людей к естественной среде их жизни, надо помнить и другое. А именно, что человеческая деятельность, в результате которой возникла нынешняя экологическая напряженность, тоже ведь была научно обоснованной. Именно наука выдвигала и обосновывала принципы «переделки природы», во многом определяла и координировала практику использования ее богатств, предлагала вниманию общества концепции взаимодействия человека и природы, которые с высот нашего времени и нашего общественного строя выглядят, безусловно, ошибочными.




Категория: Надежды зеленого дома | (15.03.2015)
Просмотров: 277 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017