Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Надежды зеленого дома

Николай Коперник

 Кажется поразительным, что церковь, с одной стороны, даже использовавшая вычисления Коперника для выверки календарей, с другой, с совершенно неистовой яростью обрушивалась на его естественнонаучные выводы. И дело не в том, что заключения Коперника, внешне противоречившие непосредственно наблюдаемой картине мира, но подтвержденные железной логикой математических доказательств - а Коперник умел это делать, он учился в Краковском, в Болонском и Падуанском университетах и получил хорошую математическую подготовку, - являлись убедительным свидетельством силы человеческого разума. Церковь была готова примириться с его расчетами, если бы речь шла только о чистой астрономии. Дело в том, что Коперник, сам не строя философских систем, создал для них фундамент как раз из тех камней, на которых надменно возносилось здание церкви. Мировоззренческая сущность книги «Об обращениях небесных сфер» тысячекратно превзошла ее естественнонаучное значение. 

 Что это означало конкретно? Чтобы ответить на этот вопрос, надо коснуться той роли, которую играла в средневековом миропонимании космогония. Советский специалист по эпохе Возрождения А. Х. Горфункель очень точно отмечает, что именно в космогонии с наибольшей полнотой был выражен теоцентризм средневекового сознания - формирование всего сущего вокруг бога. Земля представлялась центром сотворенной богом Вселенной. Следовательно, и человек, хозяин на своей планете, должен был занимать в системе природы центральное положение как самое совершенное божественное творение. С другой стороны, Земля, олицетворявшая материальность мира в старой космогонии, связывалась с Небом, воспринимаемым через образ бога, через веру во «вселенский дух», как низшее и высшее. Значит, все материальное, как низшее, подчинялось высшему духовному началу, олицетворением которого выступала, конечно же, прежде всего церковь. «Разжаловав» Землю в рядовые планеты, раскрыв изменчивость и движение небесных тел, Коперник не только «материализовал» духовное начало, но и поставил под вопрос существование организации, бывшей выразителем этого, как оказалось, несуществующего высшего начала - церкви. И воюя с коперниканством, она, по сути дела, сражалась за свою жизнь. Отсюда ее ярость, ее непримиримость и жестокость. 




Категория: Надежды зеленого дома | (11.03.2015)
Просмотров: 876 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024