Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Надежды зеленого дома

Многоликое родство

 Вполне естественно, что как само развитие мозга, так и совершенствование под его управлением всего комплекса человеческих чувств должны были получать побудительные стимулы извне. Если жить - это, по мнению некоторых ученых, значит реагировать на воздействия окружающей среды (с целью приспособиться к ней или приспособить ее к себе), то закономерно, что разнообразие этих реакций и предопределяет универсализм человеческих чувств и способностей. Воздействия окружающей среды, «вызовы жизни», если они нестандартны, неожиданны и не гибельны для человека, - стимулы его развития по сей день, независимо от того, «бросает» их социальное или природное окружение. 

 Биологическая эволюция наделила человека выдающимся потенциалом дальнейшего совершенствования. Время от времени он обнаруживает в себе такие силы и способности, о которых и не подозревал. Устойчивость к перегрузкам, способность к работе в невесомости, в подводном доме, высочайшие спортивные рекорды, рост продолжительности жизни, акселерация - несть числа неожиданным проявлением таящихся в нас сил. Это разнообразие, эта потрясающая многосторонность открывается пока как бы по отдельности - один человек явил себя миру силачом, другой самым выносливым, третий самым быстрым. 

 Но разве не ясно, что эти возможности «предписаны» природой каждому здоровому человеку? Если обратиться к истории, скажем, спортивных рекордов, то давно ли высота 2 метра была покорна только самым выдающимся, «самым способным»? А теперь оказывается, что этих «самых способных» - великое множество. И в любой области человеческой деятельности можно найти подобные примеры. 

 Значит, надо как-то разбудить эти дремлющие в нас силы. Какой рывок вперед сделало бы общество, если бы каждый его гражданин стал сильнее, выносливее, энергичнее, приобрел более быстрые реакции, активизировал свой мозг - еще на одну ступеньку поднял себя к гармонично развитой личности, взрастить которую поставили своей главнейшей целью наша партия, Советское государство! Но дело в том, что громадный диапазон умственных и физических потенций человека может быть реализован только в пределах тех условий, которые способствуют их развитию. Другими словами, человек проявляет только те качества, проявления которых требует от него жизнь, окружающая среда. 

 Безусловно, эту среду нельзя свести только к социальной или только к природной, физической. Все мы формируемся под воздействием общественной жизни, под влиянием изменений, которые общество производит в окружающей среде, и, наконец, на нас налагает отпечаток и сама эта среда. Разнообразие, постоянное развитие этих трех элементов имеют решающее значение для универсального, всестороннего развития человека. 

 Поэтому представляется бесспорным, что скрытые возможности нашего организма имеют большие шансы проявить себя, если окружающая среда способна обеспечить разнообразие внешних стимулов; особенно это важно в детском и молодом возрасте. Чем большая часть людей, выявив свои природные способности, сможет раскрыть свой «социальный потенциал», тем динамичнее становится общество и развитие цивилизации в целом. 

 Если же окружение и образ жизни стереотипны, основными компонентами натуры человека, которые могут проявиться и развиться, будут те, которые приспособились к узкому кругу преобладающих условий. Универсальное окружение способствует гармоничному развитию человеческих потенций, стандартизация среды порождает «стандартную личность». Заставленные однотипными техническими устройствами громадные залы производственных помещений, одни и те же технологические операции, повторяющиеся с железной необходимостью, машины-близнецы, заполнившие улицы, и дома-близнецы, эти улицы составляющие, мода на мысли, на образ жизни, на одежду и тот или иной тип красивого или уродливого лица, мода на науку, искусство или литературу, на путешествия или садоводство - все это «подгоняет» людей по определенному стандарту, делает их во многом похожими друг на друга. 

 Эта тенденция объективна, и тут, как говорится, ничего не попишешь. Чтобы автомобили могли выполнять свое предназначение - сокращать расстояния и экономить силы человеку, - им должны быть созданы возможности для этого: например, почти на всех дорогах мира их движение обеспечивается одними и теми же правилами и знаками. Чтобы машина, произведенная, скажем, в СССР или в ФРГ, могла функционировать в Индии или на Кубе, ее производство и применение везде организуется примерно одинаково. То есть стандартизация - это сегодня своего рода закономерность, распространяющаяся все шире и шире. 

 Но в таком случае напрашивается вывод о еще большем значении для нашего развития физической среды человеческого существования - природы. Чем больше упорядоченной стандартизации навязывает нам «вторая природа», тем большую ценность обретает нестандартность, разнообразие собственно природы. Тем ярче проявляются ее качества воспитателя-универсала. Сама монотонность весьма «заорганизованной» технизированной городской жизни заставляет нас искать какие-то стимулы вне ее, будит в крови таинственный зов шумящего леса, зеленого поля, тихого берега реки. Более того, в нас появляется какая-то странная жажда опасности, самопроверки - люди с риском для жизни лезут на безжизненные, промерзшие горные вершины, отправляются на утлых лодчонках в плавание по бурным рекам, а то и через океаны, кормят гнус в сибирской тайге. 

 Они все время как бы доказывают самим себе свою стойкость, смелость, силу, волю к победе. Ведь не во встрече же, скажем, с медведем, отделенным от нас железной решеткой зоопарка, эти качества проверять! Как бы ни были ценны городские парки и зоологические сады, как бы они ни будили любопытство городских жителей, они обладают одним неисправимым и очень существенным недостатком: с их помощью человек познает мир только пассивно. Это примерно то же, что считать себя участником боя, наблюдая бой на кино- или телеэкране. Прирученная, загнанная в клетки природа существенного воздействия на развитие нашей универсальности, увы, не оказывает, стимулов нам не посылает. Ибо стимул становится таковым только тогда, когда организму предоставляется возможность отвечать на него активно и творчески. 

 Человек выделился из мира животных благодаря труду. Развитие же труда, усложнение его как процесса были обеспечены, во-первых, наличием у человека природных способностей к универсальной деятельности, во-вторых, наличием возможностей прогресса этих способностей. Данный ему природный орган - рука - стал его первым орудием. Специализация руки, говорил Ф. Энгельс, означала появление орудия. Специализация... Но вот ведь какой парадокс - не просто специализация как органа, а специализация как универсального орудия. И нельзя не видеть, что чем более специализировалась рука как орудие, тем более универсальной становилась она как орган человеческого тела, орган, в котором выразилась универсальная способность человека к универсальной деятельности. А с возникновением общества сам человек попадает, так сказать, в положение своей руки - проходя одну за другой ступени специализации в качестве исполнительного органа общества. Великий философ древней Греции Платон в своем проекте «идеального государства» сравнивал общество с человеческим организмом - как каждому органу раз и навсегда отведено определенное место, так и каждая социальная группа должна во веки веков пребывать там, где ее поместили. 

 Это, конечно, неверно. Однако если мы взглянем на общество не с точки зрения организационного построения, которое постоянно изменяется, а с точки зрения функций, которые должна выполнять и выполняет общественная организация, то мы увидим, что эти функции специализированы. И соответственно, не могут не накладывать печать специализации на людей, силами, мозгом которых они .обеспечиваются. В рамках такой специализации наблюдается, как и в случае с рукой, некоторая универсализация: чем более специализируется человек, скажем, как городской житель, тем более универсальным становится он как исполнитель той или иной функции технизированного общества. Бесспорно, что диапазон его возможностей в этом отношении значительно превосходит диапазон сельского жителя, который, видимо, более универсален именно как исполнитель аграрных функций общества. 

 Такая функциональная специализация неизбежна. Но тут снова на первый план выступает тип общества. Если общество видит в человеке лишь исполнителя той или иной функции, лишь средство осуществления этой функции, если общественные цели заключены в накоплении вещного богатства и это богатство подавляет человека, то такое общество не только не нейтрализует социальную специализацию, но и еще усиливает ее во имя прибыли, богатства, потребления. Если же общество ставит своей целью всестороннее развитие личности, то оно закономерно будет стремиться всеми силами нейтрализовать специализацию. 

 В задачах сближения уровней жизни сельского и городского населения, превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального, стирания существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, собственно,и отражено неустанное стремление нашего общества к тому, чтобы предохранить человека от какой-либо односторонности, обеспечить условия для его универсального развития. И тот факт, что во многих партийных документах, в решениях съездов КПСС, наконец, в новом Основном Законе нашей страны - Конституции СССР охрана природы, рациональное использование ее ресурсов, приумножение ее богатств ставится как одна из важнейших задач государства и каждого гражданина - убедительное свидетельство внимания социализма к такому средству и основе гармоничного развития индивида, как природа. Постоянно, всемерно оздоравливая социальную среду, делая ее все более разнообразной, наше общество все шире использует и природную среду как фактор универсализации своих членов. 

 Явившись законным наследником всех ценностей, выработанных и открытых человечеством, социализм вполне учитывает, что физическая и умственная индивидуальность может глубоко и быстро изменяться под влиянием окружающей среды, что практический путь улучшения человеческой жизни лежит в умелом комбинировании социальных и физических факторов нашего окружения. Социальная специализация только тогда обеспечивает обществу и человеку дальнейший прогресс, когда опирается на фундамент самой широкой культуры, знания, передового мировоззрения, всесторонней подготовленности человека. Точно так же преимущественное развитие и использование тех или иных способностей и качеств, присущих виду хомо сапиенс, только тогда явится благом, если будут сохраняться и развиваться естественные связи человека с взрастившим его миром природы, когда будет всемерно, по всем линиям крепиться наше родство с вечной матерью человечества - планетой Земля. Ее неповторимо прекрасная природа для нас - поле нашей учебы и творчества, место труда и отдыха, постоянный наставник и врачеватель, источник сил и здоровья, противник, вечно бросающий нам вызов, и друг, принимающий на себя нашу боль и наши ошибки, нашу усталость и нашу печаль.




Категория: Надежды зеленого дома | (15.03.2015)
Просмотров: 251 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017