Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Надежды зеленого дома

Джордано Бруно


Джордано Бруно (1548 - 1600).

 Но все-таки в полной мере осознала церковь взрывную силу вычислений Коперника позже, когда доктор богословия Джордано Бруно выбросил из своей кельи иконы и начал открытую войну со старым миросозерцанием. Хорошо понимая, что инквизиция не даст ему свободно провозглашать свои интерпретации идей Коперника и Кузанского, Бруно бежит и скрывается сначала в Северной Италии, затем в Швейцарии и во Франции. В Париже он издает несколько книг и уезжает в Англию, где громит на диспуте в Оксфордском университете ученых-схоластов. Горячий диспут закончился изгнанием Бруно из стен Оксфорда. Его приютил в Лондоне французский посол, и именно здесь Бруно пишет 6 диалогов, в которых формулирует в основном свой взгляд на мир. Он утверждает не просто бесконечность Вселенной, но и бесконечность существующих в ней миров. Он исправляет заблуждения Коперника, принимавшего Солнце центром мира, и доказывает идею Кузанского, что подобного центра нет вообще. Он объявляет солнцами звезды! Он предсказывает наличие планет у этих звезд. Он считает, что Вселенная никогда и никем не создавалась, что она существует вечно. 

 Погостив у французского посла, Бруно возвращается в Париж и выступает в Сорбонне с защитой своих идей. Выступление закончилось довольно шумными дебатами, которые сопровождались потасовкой. Бруно вновь вынужден уехать. Он читает лекции в Праге, Виттенберге, Франкфурте. Ему удается издать еще несколько своих произведений, но инквизиция уже объявила настоящую охоту на него. 

 Каждое выступление Бруно, каждый день его пребывания на свободе доставляли церкви крупные неприятности. Бруно обладал фантастической памятью. Ему достаточно было однажды прочесть книгу, чтобы запомнить ее навсегда. Эта память дополнялась талантом яркого полемиста, едкого сатирика, незаурядным поэтическим дарованием. Как беспощадно высмеивал Бруно «святую ослиность», как уличал схоластов в невежестве! Тяжко приходилось его противникам. Философские диалоги, комедии, поэмы, блестящая риторика - все это было в его арсенале, и пользоваться своим оружием он умел. Никто до Бруно не осмеливался так открыто называть монахов невеждами и тунеядцами, требовать, чтобы церковь лишили ее огромных богатств. И уж какой другой, а этот-то грех церковь Бруно простить не могла. В 1592 году Бруно заманили в ловушку и заключили в темницу. 17 февраля 1600 года, после 8 лет допросов и пыток, один из самых выдающихся ученых в истории человечества был сожжен на костре. 

 Миропонимание Бруно, разумеется, не могло сразу «перескочить» все элементы теологических систем. Бог существует и в его миропонимании. Но какое место ему отведено, в каком облике он выступает~ Он не может ни вознестись над Вселенной, ни творить ее, ни приводить в движение. Он полностью совпадает с природой, отождествляется с ней. Причем он присутствует в природе не как ее часть или душа, он есть именно сама природа, способная к самодвижению, саморазвитию, подчиняющаяся своему закону. Иначе говоря, Бруно определяет природу как бога в вещах. Его миропонимание есть, следовательно, возврат к пантеизму - обожествлению природы. Но пантеизм Бруно натуралистичен, то есть он исходит из наблюдений реальной действительности. 

 Своеобразная двойственность Бруно была в известной мере типична для ученых эпохи Возрождения. «Чистых» философов эта эпоха почти не знала - большинство из них были крупными математиками, физиками, химиками. Они разрывались между наблюдаемым в опыте, в природе и догмами, впитанными, что называется, с молоком матери, вколоченными в их мозги системой религиозного воспитания. Могучую силу черпало в естественных науках их мировоззрение, но все-таки не настолько могучую, чтобы полностью отрешиться от мысли о божественном сотворении природы. И они нашли оригинальный выход - связали бога и природу воедино. Они как бы страховали «присутствием» бога полученные в своих лабораториях результаты, заранее предупреждали, что в них нет ничего «дьявольского», противоестественного. Под таким наивным прикрытием возрождали они - разумеется, на новом уровне - греческую натурфилософию, открывая тем самым путь к глубокому познанию, а затем и комплексному освоению природы. 

 Да, наука ценой многих потерь и даже мучительной смерти своих лучших представителей разрывала сковывающие ее кандалы средневековья. Законы, управляющие миром, начинают пониматься как его внутренние, а не «высшие», «божественные» законы. Бог растворился в природе. Теперь можно рассматривать ее собственный облик. И хотя ложные плоды еще завязываются на древе науки, хотя сказывается еще засилье мистики и астрологии, хотя природу продолжают то одушевлять, то наделять «мировым умом», то отбирают у нее жизнь - провозглашая ее абсолютно инертной, пассивной субстанцией, древо науки зеленеет все роскошнее. Это - одно из самых убедительных свидетельств того, что глубинные процессы, происходящие в производительных силах, начинают все больше вырываться на поверхность. 

 Но какие же уникальные таланты рождала эпоха Возрождения! Мы восхищаемся универсальностью Леонардо да Винчи, кстати сказать, не только художника, инженера, скульптора, поэта, но и выдающегося философа, из уст которого впервые прозвучали слова о пронизывающей природу, живущей в природе, являющейся законом природы естественной необходимости. Однако на уровень универсальности Леонардо, а может быть, и еще выше надо поставить и Галилео Галилея, который во многих отношениях превзошел потрясающий воображение инженерный и научный гений Леонардо. Век, разделяющий жизни этих людей, приходится сбросить со счетов - Галилей не был знаком с научными и философскими идеями Леонардо и открывал многие из них самостоятельно. 




Категория: Надежды зеленого дома | (11.03.2015)
Просмотров: 1072 | Рейтинг: 0.0/0


Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024