Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мексика

Ацтекский орел
 Полдень. Солнце щедро поливает жаром площадь. Наступили те часы палящего зноя, когда мягчает асфальт и кажется, будто застывший накаленный воздух сковывает жизнь города. Люди в такое пекло предпочитают сидеть дома или, если выходят, то устраиваются где-нибудь в тени, на ветерке.

 А они танцуют! Прямо под жгучим солнцем на паперти мрачного Кафедрального собора в самом центре города. Босые ноги шлепают по раскаленному камню, и гроздья колокольчиков, привязанных у щиколотки; глухо звенят в такт ритму, который отбивает продолговатый барабан, похожий на половину огромного желудя. 

 Их наряды пестры и необычны. Разноцветные грубые ткани покрыты причудливой вышивкой - кресты, круги, оскаленные пасти драконов. У всех на голове почти метровым веером колышутся гребни из красных перьев. Они напоминают пришельцев из неведомого края индейцев. 

 Одни танцоры сменяют других. Но высокий стройный парень, исступленно глядя куда-то вдаль, продолжает утомительно монотонные движения под стук барабана. 

- Он танцует, не останавливаясь, уже пять часов,- говорит мне один из немногочисленных зрителей, собравшихся у собора.- Так он благодарит пресвятую деву Гуадалупе за то, что она излечила его сына. 

 Ритм ускоряется. Пот ручейками стекает по шоколадному телу юноши. А он все так же механически делает заученные движения - мягкие с приседанием шаги, то вперед, то назад. 

- Сколько же он будет танцевать? 

- Обычно танцоры не выдерживают более шести-семи часов. А этот дал клятву ежегодно танцевать три дня по двенадцать часов - тридцать шесть часов! - и говорят, что свято хранит свое слово. 

 Прошли века с тех пор, как на этом самом месте, где ныне возвышается громада Кафедрального собора, был центр обширной империи индейцев - ацтеков. И здесь, у грандиозного здания пирамиды, воздвигнутого в честь беспощадного бога войны Уицилопочтли, древние обитатели Мексиканской долины танцевали в дни праздников и военных побед. Так же ритмично звучала дробь барабана - уэуэтля. И ацтеки в пышном убранстве из перьев, в расписных ярких одеяниях выполняли свои однообразные движения под страшным каменным взглядом идола. 

 Индейцы жили своим миром на острове на озере Тескоко. И не знали они тогда, что за неведомой далью океана в королевском Мадриде уже есть. приказ дерзкому идальго Эрнану Кортесу снаряжать суда для морской экспедиции в поисках заманчивого Эльдорадо - страны, купающейся в золоте. 

 До прихода в Мексиканскую долину ацтеки были слабым забитым племенем. Обитали они на северо-востоке нынешней Мексики в районе, именовавшемся Ацтланом. По неведомым причинам индейцы покинули его и двинулись на юг. Как гласит легенда, явился однажды ацтекам самый могучий бог Уицилопочтли и дал им наказ - идти и идти на юг до тех пор, пока на озере индейцы не увидят орла, сидящего на кактусе и держащего в когтях змею; там и быть ацтекскому поселению. 

 То, что предсказывал Уицилопочтли, сбылось после того, как ацтеки вошли в долину Анауак, окруженную горами. На озере Тескоко примерно в 1325 году возник город Теночтитлан. Поначалу пришельцы построили скромные хижины из прутьев и глины. А уже к концу 14 века, когда ацтекам удалось покорить окрестные племена и образовать настоящую империю, город достигает расцвета. 

 ...Испанцы оцепенели от удивления перед тем величественным зрелищем, которое открылось им со склона вулкана Попокатепетль, куда после многодневного перехода прибыли их первые отряды. Искрясь в лучах солнца, лежала внизу ацтекская столица - красивая, как Венеция, и внушительная, как Вавилон. Ее центр находился на острове, окруженном садами*, ярко выделявшимися на чистой голубизне озера. Три дамбы-улицы, прерываемые подъемными мостами, соединяли остров с сушей. 

 Там, где царило людское оживление, видны были две огромные пирамиды, увенчанные храмами. Одна, которая выше, была построена богу войны Уицилопочтли; на ней стоял главный храм - Великий теокалли. Другая, по-скромнее,- в честь Кецалькоатля, «летающего змея», доброго божества, покровительствовавшего ацтекам. На вершинах пирамид были жертвенники, обагренные человеческой кровью: ацтеки приносили людей в жертву богам. 

 Улиц в собственном смысле этого слова в Теночтитлане было не так уж много. Зато каналы, большие и малые, разделяли город на бесчисленное множество островков. 

 С высоты Попокатепетля особенно живописно выглядел рынок, кишащий тысячами людей. К нему двигались лодки с различной поклажей, перед которыми поднимались небольшие мостки каналов. Согнувшись под тяжестью тюков, тащились сюда рабы. 

 Если бы испанцы попали на рынок, то увидели, что в торговле был свой строгий порядок: каждый продавец, защищенный от солнца подобием тента, знал свое место. Вот фруктово-овощной ряд - разноцветные горки авокадо, манго, помидоров, ананасов. В другой стороне продавали птиц и животных. Специальные места были выделены для торговцев лечебными и ароматическими травами, украшениями из золота и серебра. 

 Деньги у ацтеков не были в ходу, и люди, сновавшие взад и вперед, как муравьи, меняли один товар на другой без посредников. Здесь можно было приобрести за пышный головной убор из перьев колибри большую связку красного перца, а живого кролика выменять на домотканый плащ из хлопка. 

 Ацтеки жили родами. Весь Теночтитлан был разделен на четыре квартала (кальпулли), возглавлявшихся вождями, которых выбирали представители родов. К моменту прихода испанцев родовой строй начал разлагаться: под влиянием имущественного неравенства стала выделяться знать. На вершине социальной пирамиды находился верховный вождь; его власть укрепляли постоянные войны с другими племенами, и постепенно она становилась наследственной. Ниже на общественной лестнице располагались жрецы и военная знать. Затем - трудовой люд и на самом низу - рабы. Таким образом, можно говорить, что ацтеки тогда уже вступили в стадию перехода к классовому обществу. 

 Что касается аграрных отношений, то они строились на общинном принципе. Земля принадлежала всему роду, вождь которого передавал ее в пользование общинникам. 

 Резиденция императора ацтеков Монтесумы представляла собой целый городок, состоящий из каменных зданий с плоской крышей, между которыми было много уютных двориков. Говорят, что жилище верховного правителя ацтеков было таким огромным, что трудно было без отдыха обойти все покои дворца, все его строения. В центральном зале, где император принимал гостей, можно было разместить более трех тысяч человек, а при желании даже устраивать игры на конях. 

 Стены комнат императорской обители покрывали ковры, украшенные перьями всех цветов радуги. Сам Монтесума почти не ходил пешком, а когда делал это, то перед ним расстилали ковер, чтобы он, чего доброго, не коснулся ногами земли. Император четыре раза в день менял наряд и уже никогда снова не надевал один и тот же костюм, всякий раз поражавший испанцев своей яркостью: золото, серебро, краски перьев и тканей - все ослепляюще искрилось на солнце. 

 Армия ремесленников, ювелиров, портных, поваров, слуг, телохранителей обслуживала Монтесуму. Он принимал гостей, величественно восседая на троне. Прислуживали ему только придворные, из самых знатных семей. Напитки, неведомые дотоле пришельцам, подавали верховному вождю в больших золотых кубках; почти все они были изготовлены из кактусоподобного растения - магея. Сам же император больше всего любил горячий шоколад. А из еды - жареную индейку. 

 Ацтеки смотрели на своего владыку как на божество, поселившееся на земле и призванное по воле всевышнего повелевать индейцами. 

------------------------
* Сады были выращены на плотах, которые ацтеки покрывали мешками с землей и высаживали деревья. Когда деревья разрослись, их корни, пробившись между бревнами плотов, переплелись между собой и достигли дна.



Категория: Мексика | (24.01.2016)
Просмотров: 254 | Теги: Мексика | Рейтинг: 0.0/0


Похожие материалы:
Поиск по сайту
Форма входа

Copyright MyCorp © 2017